Поставил “Записки” гость из Финляндии Камран Шахмардан, а исполнителем стал известный эстонский актер Тамур-Йоханнес Тохвер. В эти дни “Блог сумаcшедшего” участвует в Международном театральном фестивале в Турции, а в Таллинне будет сыгран вновь 27-28 апреля. Накануне таллиннской премьеры мы встретились с Камраном Шахмарданом и задали режиссеру несколько вопросов.

Прежде всего, почему Гоголь?

На этот вопрос ответить как раз очень просто: Гоголь всегда актуален, а особенно сейчас, когда на первый план стали выходить именно проблемы отдельного человека. Понимаете мы переживаем времена, когда весь мир обезумел, а маленький человек, тот самый, гоголевский, начинает уже попросту исчезать, как вид. При этом трагедия одного человека, по-прежнему, остается трагедией целого мира, в чем убежден и что утверждает Николай Васильевич Гоголь. Тут есть один нюанс: конечно же, Гоголь относится с иронией к своему герою, который пытается кем то стать, кому-то подражать, кого-то любить, но он ведь все равно человек, он достоин человеческого отношения, понимания, чем живет. Мы только попытались чуть-чуть приблизить Гоголя к нашему времени, чтобы он прозвучал еще острее.

Желая этого или нет, все мы сегодня попали в зависимость от современных технологий, подсели на них, как теперь говорится. Об этом свидетельствует, кстати, и слово “блог”, вынесенное в название спектакля.

Наш герой тоже затерялся в этом огромном урбанистическом мире, он, скажем так, сублимирует, пытается что-то изменить в попытке обрести себя в ином, далеком от реальности, виртуальном пространстве. Мы совсем не случайно заменили в названии спектакля “записки” на ”блоги”, потому что для жизни героем выбран именно виртуальный мир, как раз в таком и могут исполниться самые потаенные желания, пускай даже фантастические. В нашем спектакле виртуальный, параллельный мир становится прибежищем человека, в нем он живет, в нем ему суждено исчезнуть, но для него он единственное убежище, где возможно хоть как-то реализоваться.

В этой ситуации, вероятно, приобретает особое значение фигура главного исполнителя.

Во первых, Тамур-Йоханнес Тохвер артист уже состоявшийся, художник уже состоявшийся, он известен и как радиоведущий, и как режиссер, у него свой театр, своя школа, и все это для меня чрезвычайно важно, потому что всегда в цене нажитый жизненный багаж. По-моему, актерская профессия всегда на вырост, тут мало желания просто высказаться, мало даже знать, как это сделать, нужен еще и опыт, чтобы суметь пользоваться всем этим. Может быть, потому Тамур, , обладая подобным жизненным, с полуслова понимает суть того, что ему предлагается. К тому же я очень люблю артистов с нервом, чувствующих героев особым образом.

В вашем спектакле есть и заданная автором история любви. Как вы ее понимаете в век блогов?

Разумеется, она тоже виртуальная, но герой влюбляется реально, его музой становится дочь начальника, она, естественно, отвергает несчастного, после чего он окончательно сходит с ума и оказывается в том самом виртуальном мире, где к нему проявляется благосклонность, где он обретает внимание и, главное, надежду. Вообще при всей ироничности и одновременно драматичности, если даже не трагичности истории, в нашем спектакле присутствует то, что я бы назвал своего рода посланием обществу, протестом против безумия, которое действительно сейчас охватило весь мир. Ведь нынешний Поприщин несчастлив еще больше, чем Поприщин гоголевский. У того хоть была та самая шинель, которой удалось хоть ненадолго обзавестись, а здесь уже вообще ничего, кроме GOOGLE, чувствуете рифму — Гоголь-GOOGLE? Мы уже и Гоголя переименовали в GOOGLE. Кстати, в отличие от своего предшественника, наш Поприщин еще и зол, раздражен,а, покидая этот мир, грозит ему пальцем , угрожает приходом того времени, когда каждого смоют не в виртуальный, а в совершенно конкретный унитаз. К этому стоит прислушаться.

Итак, вот такой прогноз. Что же дальше?

А дальше надо продолжать жить, потому что мы созданы для жизни, для действия. И еще, конечно же, есть любовь, одна она чего стоит. И потом, я ведь по жизни цыган, сегодня ставлю здесь, завтра в Китае, потом в Германии, не забывая о своем театре в Иматра. За плечами уже 65 спектаклей, в прошлом году снял в Грузии свое первое полнометражное кино, в этом году надеюсь запуститься с еще двумя картинами. То есть жизнь продолжается, и пока еще есть, что сказать, пока живется, она прекрасна. Знаете, как переводится Шахмардан с азербайджанского? Король Отважный…

Поделиться
Комментарии