Дизайнеров нередко называют гениями, сравнивают с выдающимися живописцами, архитекторами и скульпторами. Это не сильное преувеличение. Модные творцы придумывают идею коллекции, рисуют сотни эскизов, иногда драпируют на манекене ткань, которой суждено стать, к примеру, жакетом. Остальную работу — от создания лекал до обработки деталей костюма — выполняют многочисленные безымянные мастера.

Дизайнеры увлеченно изучают историю искусства и страстно коллекционируют классику и авангард. Не удивительно, что время от времени в их произведениях появляются фрагменты или целые картины легендарных мастеров прошлого и художников-современников.

Первым идею союза искусства и моды воплотил в жизнь Поль Пуаре. Автор массы революционных идей вошел в историю как дизайнер, освободивший женщин от корсетов и разрешивший им носить шаровары точь-в-точь как у Шахерезады, героини знаменитого балета Дягилева.

Пуаре превращал тюрбаны в модные шляпки, а традиционные кимоно — в платья и пальто. Уставшие от тяжелых и вычурных одежд Belle Epoque дамы боготворили его, а торговцы разнообразными украшениями для шляп, вроде чучел птиц и искусственных фруктов, умоляли за любые деньги вернуть в моду морально устаревшие широкополые головные уборы.

Став модным божеством, Пуаре решил, что ткани для его нарядов должен создавать настоящий художник Рауль Дюфи, а готовую коллекцию следует отрисовывать и выпускать отдельным альбомом, — эта честь была оказана художнику-иллюстратору Полю Ирибу.

Поль Пуаре царствовал недолго, после Первой мировой войны его наряды, даже самые простые, стали казаться эмансипированным женщинам слишком роскошными. Характерна легенда: Пуаре сталкивается с Шанель, одетой в маленькое черное платье, и спрашивает, по кому она носит траур. Мадемуазель отвечает: “По Вам!”, — предрекая гибель не только самого кутюрье, но и всей “Прекрасной Эпохи”.

Тем не менее, Пуаре открыл совершенно новые, невиданные пространства для творчества. Эльза Скьяпарелли создала вместе с Сальвадором Дали и Жаном Кокто целое сюрреалистическое направление в моде, а Ив Сен Лоран перенес работы Пита Мондриана на платья целиком, так что модели оказались одетыми в картины из ткани.

В наши дни дизайнеры продолжают сотрудничать с художниками, но все чаще используют популярные, моментально узнаваемые шедевры самых разных ушедших эпох. Портрет Елизаветы Английской может послужить оригинальным украшением мужского свитера, а ирисы, вырезанные из картины Ван Гога, — превратиться в платье, сшитое из огромных, соединенных друг с другом цветочных бутонов.

“Каждый должен быть произведением искусства, или носить на себе произведение искусства”. Этому указанию Оскара Уайльда сегодня следовать легче всего.

Поделиться
Комментарии