В 2013 г. неврологи сообщили об одном из самых удивительных феноменов в истории медицины – о человеке, который умеет предугадывать погоду по ее запаху. И запах этот очень нехорош. Приближение бури заставляет человека чувствовать почти невыносимый запах экскрементов скунса, смешанных с луком. Ученые были растеряны - наука не имеет объяснения этим странным симптомам.

Большинство из нас, к счастью, не обладает таким осложняющим жизнь талантом. Но даже незначительные изменения в атмосфере, судя по всему, влияют на наш организм.

И хотя ученым еще предстоит дать объяснение многим из этих феноменов, многочисленные свидетельства нашей зависимости от настроения природы не могут не впечатлять.

Далее - о популярных мифах и о настоящих загадках.

1) Дождь вызывает приступы ревматизма… наверное?

Несмотря на множество историй о том, что сырая и ветреная погода провоцирует воспаление суставов, доказательств этому практически не обнаружено.

Обзор девяти научных исследований, сделанный в 2011 году, не нашел ни одного стабильно повторяющегося случая влияния погоды на симптомы ревматоидного артрита.

Популярный миф, предполагают некоторые ученые, может быть классическим примером тенденции искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы она подтверждала ваши убеждения или гипотезы.

Распространенное мнение, что ревматизм усиливается от сырой погоды, не получило научного подтверждения.

Если вы заранее уверены, что дождь приносит вам плохое самочувствие, вы, скорее всего, запомните именно те дождливые дни, когда вы чувствовали дискомфорт, и проигнорируете те, когда все было прекрасно.
Тем не менее, эти выводы не являются окончательными, и некоторые ученые высказывают противоположное мнение. Возможно, путаница возникает из-за того, что очень трудно учесть остальные факторы - что пациенты надевали в эти дни или где именно проводили время - дома или на улице.

2) Падение атмосферного давления и головная боль

Вас прижимает к земле? Неудивительно, ведь около тонны воздуха давит на вашу голову в любой момент времени. Похоже, головная боль - вполне естественное дело? Для некоторых "счастливчиков" так и есть. Продажи таблеток от головной боли растут обратно пропорционально падению барометра.

Казухито Кимото, японский ученый из Медицинского университета Доккио, и его коллеги попросили 28 пациентов, страдающих мигренью, вести дневник боли в течение целого года. Сравнив их записи с данными соседней метеостанции, исследователи обнаружили частую зависимость между падением атмосферного давления и плохим самочувствием участников эксперимента.

Хотя в эксперименте доктора Кимото участвовала небольшая группа участников, другое научное исследование отметило зависимость продаж болеутоляющих средств от показателей барометра.

Одной из причин может быть тот факт, что падение атмосферного давления нарушает работу вестибулярного аппарата. Это вызывает приступы головокружения, а затем и мигрень.

3) От холода сердце замирает

Кроме того, что зима - это сезон простуд и гриппа, для нее также характерен рост числа сердечных приступов.

Согласно одному исследованию китайских ученых, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний зимой на 40% выше, чем весной и летом.
Несмотря на многолетние научные изыскания, точного объяснения этого пока не существует. Впрочем, китайское исследование показало, что холод может вызвать повышение артериального давления, которое увеличивает риск сердечного приступа.

4) Больше солнца - больше мальчиков

Вы думаете, что население планеты делится на мужчин и женщин в пропорции 50:50? Этот показатель может существенно колебаться в зависимости от погодных условий. Например, в северном полушарии больше мальчиков зачинается именно в теплое время года.

А одно интересное наблюдение показало, что через 9 месяцев после периода невероятно сильного смога в Лондоне (в декабре 1952 года) жительницы британской столицы родили больше девочек, чем мальчиков. Почему так происходит - загадка. Возможно, температура изменяет гормональный фон, влияющий на выработку спермы.

Некоторые утверждают, что это - эволюционный механизм защиты человеческого рода. Мужчины имеют значительно меньшие репродуктивные шансы, чем женщины, в сложных условиях внешней среды, поэтому когда эти условия ухудшаются, наш организм делает выбор в пользу женских генов.

В любом случае, этот эффект незначителен и может варьироваться от региона к региону. Хотя эти тенденции интересны с точки зрения биологии, руководствоваться ими при планировании семьи, конечно, не стоит.

5) Смерть от космических лучей

Солнце постоянно шлет на Землю геомагнитные бури и космические лучи. По идее, атмосфера нашей планеты должна защищать людей от негативного воздействия космоса, но мы не можем чувствовать себя в полной безопасности.

Группа литовских ученых недавно исследовала более миллиона случаев смертей во временном отрезке в 25 лет. И что же они обнаружили? Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и инсультов выходила на пик во время экстремальных проявлений космической погоды.

Еще более неожиданными стали результаты другого исследования. Оказалось, что рожденные в период повышенной солнечной активности живут в среднем на пять лет меньше, чем те, кто родился в более спокойное время. Ученые также заметили некоторое негативное влияние активности Солнца на способность к воспроизведению потомства.

Очевидно, что мы пока не имеем достаточного количества исследований, чтобы подтвердить все эти данные и уж тем более - объяснить их.

Трудно смириться с тем, что наше здоровье зависит от чего-то столь непредсказуемого, как погода на Земле, не говоря уже о бурях заряженных частиц за 92 миллиона километров от нашей планеты.

Возможно, наша судьба действительно решается на небесах.