Многих останавливает перерасход. Те же, кто в средствах не ограничен, скупают даже баснословно дорогие произведения от кутюр в таких количествах, что они уже не вмещаются в обычные гардеробные комнаты. Приходится строить для покупок отдельный особняк. Это, в общем-то, понятно, все-таки шедевры портняжного искусства, каждый в единственном экземпляре. Однако зачем покупать понравившуюся модель платья от Ив Сен-Лорана в нескольких экземплярах, как это делала когда-то Элизабет Тейлор, — вряд ли объяснит и сама звезда. Вот и Мадонна недавно отличилась, купив как минимум четыре одинаковые куртки от Gucci — правда, разных цветов. Впрочем, ее в импульсивности не обвинишь, есть здесь какая-то скрытая логика. Может быть, реклама нового дизайнера Дома Гуччи, может быть, что-то еще.

Всех этих персонажей и легионы тех, кто остался за кадром, объединяет одно: жажда нового. Ну и зачем все это, спрашивается? Разве не логичнее покупать новую вещь только тогда, когда старая сношена до дыр? Вопрос риторический, из серии "есть ли жизнь на Марсе", "кто виноват?" или "в чем смысл жизни?" Желание нового платья (или брючек, блузочки, пальто, шарфика, косметики, сапожек — нужное подчеркнуть) есть в каждой женщине. Желание свежего электронного чуда, последнего слова автомобильной техники и тому подобных железяк — есть в каждом мужчине.

"Выбор платья — это каждый раз новый роман", — уверена Кристина Орбэн, героиня романа "Шмотки". Это изысканное удовольствие, кое-кем тщательно подавляемое из-за ответственности перед семьей, прежде всего — перед детьми (это святое), или же из-за страсти к накопительству денежных знаков.

Есть у меня подруга, для которой трата каждого рубля — пытка, потому что копить она любит больше, чем покупать новую одежду, обувь и т.д. И женские радости позволяет себе редко. Зато, скапливая энную сумму, регулярно приобретает нечто основательное: новую стиральную машину, мебель или поездку к теплому морю. При этом женское стремление к красоте ей не чуждо, и оценить милые штучки она способна вполне. Но подругин муж широтой души не отличается и жену подарками не балует. Остается ей довольствоваться чувством выполненного перед семьей долга и тщательно маскировать все увеличивающуюся неуверенность в собственной женской исключительности. Потому что, вопреки бытующему мнению, покупки для себя любимой позволяют не те, кому не хватает любви, а совсем наоборот. Нехватка внимания близких накладывает табу на материальное проявление внимания к самой себе.

Другая моя подруга, напротив, не прочь себя порадовать, но делает это только в том случае, если цена не превышает четко определенный рубеж. Что ж, вполне разумно. Отрыть среди сотен и даже тысяч вещей нечто очень привлекательное и при этом за смешные деньги — это круто! Похоже на установление нового спортивного рекорда для закрытых помещений. Или на кропотливые раскопки археолога.

Если человек устроен по-другому, ему не понять, как можно тратить столько времени и энергии на покупку шмотки, без которой, по большому счету, можно обойтись. Но ведь в действительности на свете очень мало вещей, которые жизненно необходимы. Конечно, все удовольствие в процессе, однако значение результата все же умалять не стоит.

Я не так давно узнала, что есть женщины, которых от магазинов тошнит! Правда, выборочно. Известная детская писательница, пожелавшая остаться инкогнито, рассказывала мне, что не теряется только в магазине канцтоваров. Когда она впервые попала в огромный торговый центр в Праге, то испытала все муки ада, пока не оказалась в отделе писчебумажных принадлежностей. Там страдалица воспряла духом, мгновенно сориентировалась и грамотно выбрала все необходимое, не поддаваясь на соблазнительные призывы красивеньких штучек.

Но есть и такие уникальные создания, у которых головокружение возникает от любых торговых точек. Они либо отовариваются на бегу, либо покупают то, что не подошло подругам. В любом случае, без новых вещей не остается никто. Разница лишь в количестве и ассортименте.

Все мы произошли либо от охотников, либо от собирателей. Для жителя мегаполиса магазины — это поляны с ягодами и леса, полные дичи. Поэтому нет ничего удивительного, что мы следуем древнему инстинкту и удовлетворяем стремление к красоте, покупая, к примеру, новую элегантную "шкуру". Что же в этом противоестественного, если даже змея меняет кожу? Конечно, она на это денег не тратит, обходится собственными силами. Но много ли найдется желающих возвратиться к натуральному хозяйству? То-то же.

Мне кажется, истерия вокруг любителей красивого и нового сродни объявлению целлюлита болезнью. Искусственно создается проблема, а потребность в "специалистах", которые будут ее решать, возникает сама собой. Есть, конечно, по-настоящему сдвинутые шопоголики, покупающие все без разбору. Здесь помощь как раз нужна. Только помощь не в том, чтобы отучить от хождения по магазинам, а в том, чтобы научить бедолагу руководствоваться в шопинге вкусом, здравым смыслом и не идти на поводу у рекламы.

Само же по себе удовольствие от хождения по магазинам патологией не является. Если, конечно, делать это грамотно и соблюдать элементарные правила шопинга. Но это уже совсем другая история.

Поделиться
Комментарии