"Мы поставили штамп в паспорте 2 октября, эту дату помнят все наши друзья, и мы ее всегда отмечали. Правда, золотую свадьбу масштабно мы не собирались праздновать, но нас уговорили в Госконцерте, за это мы им безмерно благодарны", — рассказали Майя Плисецкая и Родион Щедрин в интервью РИА Новости. По окончании концерта Плисецкая и Щедрин отметят событие на небольшом семейном ужине.

Другой подарок Родиона Щедрина к годовщине свадьбы — автобиографическая книга, презентация которой также назначена на 2 октября.

Подарочный комплект

Супружеская пара Плисецкая и Щедрин — одна из самых звездных в мире. Про приму выдающийся балетмейстер Морис Бежар говорил, что если бы он узнал о Плисецкой на 20 лет раньше, то создал бы другой балет. О ней говорят, что она не пришла в труппу Большого театра, а "ворвалась", и не заметить ее было невозможно!"

Родион Щедрин — один из самых востребованных и знаменитых в мировом масштабе российских композиторов, все произведения которого печатаются в самом престижном издательстве Европы "Шот". Его музыку охотно исполняют лучшие солисты и коллективы мира. Уже полвека назад тогда еще молодой композитор прославился песней о монтажниках — не кочегарах и не плотниках — из кинофильма "Высота".

50 лет эта одна из самых звездных пар представляет собой союз и творческий, и любовный.

"Я не знаю, сколько Господь отпустит нам еще жизни на этой волшебной земле. Но я безмерно благодарен Небу и Судьбе, связавшим наши с ней жизни воедино. Мы познали Счастье. Мы познали Любовь. Мы познали Нежность", — пишет Родион Щедрин в своей автобиографической книге, отрывки из которой опубликованы в "Комсомольской правде".

"Мы вместе — и это лучший подарок судьбы", — вторит ему балерина.

Подобрать на слух

Композитор Щедрин свою будущую жену — балерину Майю Плисецкую — сначала не увидел, а услышал — в салоне Лили Брик. Она одной из первых в Москве купила магнитофон и стала коллекционировать голоса друзей дома. Однажды она предложила Щедрину послушать, как молодая балерина поет "Золушку" Прокофьева. Композитор, скорее из корректности, согласился, и был поражен чистым прекрасным голосом. Тогда он впервые и услышал имя Майи Плисецкой.

Окончательно балерина пленила композитора в тренировочном классе на репетиции балета Щедрина "Конек-Горбунок". Здесь 25-летний композитор впервые увидел Плисецкую в тренировочном классе: "Она была в очень эффектном купальнике. Тогда таких еще никто не носил. Я, как теперь модно говорить, "запал" окончательно".

Как пишет Родион Щедрин в своей автобиографической книге, "…сердце мое забилось чаще. Я сильно влюбился. Она ответила взаимностью. Начался бурный роман. Мой тульский дядя Михаил Михайлович, дядя Миша, прослышав о серьезности моего романа, приехал в Москву. Его собственная семейная жизнь не была безоблачной:

- Если надумаешь жениться, покажи ее сперва мне. Я тут же определю — истеричка она или нет. У меня глаз наметанный.

…пообщавшись с Майей несколько минут, дядя Миша отозвал меня в сторону и успокоенно зашептал:

- Она абсолютно нормальная. Таких женщин у нас в Туле уже не осталось…"

Свой отпуск пара провела вместе, на Ладоге в Сортавале, где был Дом композиторов. А по возвращении в Москву к началу октября они расписались.

"Началась совместная жизнь. По сей день. С радостями, временами невзгодами", — пишет композитор в своей автобиографии.

Как написала Плисецкая в своей книге годы спустя: "Признаюсь, что это была моя инициатива. Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала — власти меньше терзать меня будут, если замужем. На это не раз намекали. А Фурцева впрямую говорила — выходите замуж, вам веры будет больше. Даже квартиру новую обещали".

Сплошная идиллия и женские гормоны

Со 2 октября 1958 года прошло 50 лет. И Плисецкой, и Щедрину с тех пор не раз задавали один и тот же вопрос — как им удается так долго быть вместе. На это они всегда отвечают: мы просто любим друг друга, нам никогда не скучно вместе.

"Мы ничего для этого не делаем искусственно. Похоже, нас соединил Господь Бог. Мы подходим друг другу. Нам ни минуты не бывает скучно, когда мы вместе. Мы живем интересами и заботами друг друга", — говорит Щедрин.

"Быть Майей Плисецкой нелегко. Да и мужем Майи Плисецкой сложно", — пишет он в своей книге. — Но никогда не тяготился я Майиными проблемами. Ее заботы да обиды всегда трогали меня сильнее, чем свои собственные… Наверное, объяснения этому, кроме слова "любовь", не подыщешь. Часто, перебирая прошлое, говорю я Майе: "Странная у нас жизнь — мятущаяся, кочевая, на чемоданах. Но никогда не скучная!.."

Майя Михайловна раскрыла личный секрет счастливой семейной жизни: "Я против матриархата и не люблю, чтобы женщина командовала. Она сразу становится такой неженственной… Я восхищаюсь мужем всю жизнь. Он меня ни разу ни в чем не разочаровал. Может, именно поэтому наш брак продолжается так долго".

И супруг полностью отвечает ей взаимностью: "Для меня Майя остается феноменальной личностью, не перестающей удивлять меня".

"Знаете, какое у Майи еще достоинство? У нее биологически нет ни одного мужского гормона. Все — женские. А то смотришь на наших женщин-политиков и не знаешь, каких гормонов у них больше…" — сказал он в одном из интервью газете "Известия".

По их словам, они умеют уступать друг другу и живут в мире и согласии.

"Мы живем мирно и не ссоримся по пустякам. И уж точно не возникает проблем из-за того, кто помоет посуду. Посуду мою — я. А если люди могут подумать о том, чтобы им разойтись из-за того, что они не поделили тарелки, то пусть расходятся", — шутит Щедрин.

"Он все делает сам, бережет меня", — добавляет Плисецкая. По мнению великой балерины, "проблемы быта преувеличены": "Не надо об этом думать, надо, чтобы все было естественно". "Когда человек тебе мил, никакого быта нет", — соглашается композитор.

Впрочем, по его словам, для него прима мирового балета "совсем непритязательная": "Заботливая. Участливая. Добрая. Ласковая. Совсем ничего от Примы, от триумфаторши, привыкшей к овациям. Конечно, она живет в своем мире. Мире своего искусства. Дозваться ее из него может быть иногда нелегко. Я давно привык, если вдруг где-то на улице она останавливается как вкопанная и что-то начинает пробовать ступнями или кистями рук, как делают балетные артисты".

Уж если ревновать, то к да Винчи

Но, как и в любой семье, в союзе Плисецкая-Щедрин тоже бывают ссоры.

"Мы все-таки с ней иногда пикируемся. Когда Майя выходит на улицу, то не смотрит, какая погода. Я говорю ей: "Ты промокнешь, надень другую обувь". — "А мне так удобнее", — рассказывает супруг. — "Майя часто меня укоряет: "Опять ты плохо кланялся, нескладно. Публике не поклонился, не улыбнулся. Все улыбался исполнителям". За это мне иногда попадает".

На вопрос, знакомо ли им чувство ревности, Плисецкая отвечала: "Я его так люблю, что не ревную. Люблю больше жизни. Я не мыслю себе жизни без него. Мне она не нужна".

Щедрина же, когда его спросили, не ревнивый ли он муж, отшутился: "Ну, что значит "не ревнивый"… Как у Маяковского сказано — нужно ревновать к Копернику. Уж если ревновать Майю, то к Леонардо да Винчи, к Рембрандту…"

Диктат семейной жизни

После таких слов легко понять, почему композитор именует себя "майяманом", а балерина с полным на то основанием может считать себя фанатом Щедрина. Их уникальный "брак по искусству" сохранился на всю жизнь, все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой — и это целая балетная культура.

"Меня, — говорит Щедрин, — считают большим любителем балета. Но это не так. До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я — Майяман".

"Когда к Майе пристают, чтобы она дала автограф, я иногда предлагаю свои услуги и пишу в одно слово: "Мужмайиплисецкой".

Он признается: "Если бы у меня жена была певицей, я бы написал много вокальной музыки, как великий норвежец Григ, у которого жена была певицей. Сколько он написал гениальной вокальной музыки для своей жены! Так что жанр диктует и твоя семейная жизнь".

Балерине в свою очередь нравится, когда ее называют "мадам Щедрин": "Я обожаю, когда меня так называют. Не только не обижаюсь, но с радостью откликаюсь. Мне нравится быть его мадам".

Поделиться
Комментарии