Всегда верный традициям, он неизменно приходит с подарками, что очень радует загадочную русскую душу. Кстати, для последней немаловажно и то, что наш герой — весьма компанейский товарищ на предмет выпить. Отказ от горячего чая в пользу горячительных напитков вполне аргументирован. Ведь у Мороза специальная диета — ничего горячего! — чтобы не растаять ненароком. Никому и в голову не придет укорять Деда, если он малость перебрал лишнего. Напротив, он становится ближе к народу, да и работа у него — сутки через 364, есть время восстановить силы.

В наше преходящее время биография Деда Мороза относится к разряду вечных ценностей. Его образ складывался веками, и каждый народ вносил что-то свое.

В одних странах предками Деда считают местных гномов, которых надо кормить кашей. В Татарстане Мороза зовут Кыш Бабай. В Белоруссии — Зюзя или Дзед Мароз. В Узбекистане — Корбобо, дословно “Снежный Дед”. Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку, а в кишлаки въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками. В англоязычных странах дети и взрослые ждут Санта-Клауса.

Среди предков Деда Мороза был и вполне реальный человек, прототип Санта-Клауса. Под именем Николаус скрывается святой Николай из Миры (в русской традиции — Николай-Чудотворец). В Средние века твердо установился обычай: в День святого Николая — 19 декабря — дарить детям подарки, как когда-то это делал сам святитель. После введения нового календаря Никола Чудотворец стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Так святой Николай постепенно превратился в мифический и коммерческий образ Санта-Клауса.

Но в России, несмотря на глубочайшее почитание Святителя Николы, местного аналога рождественско-новогоднего Санта-Клауса в царское время так и не появилось. Нет, конечно, подарки детишкам дарили и оставляли их точно так же под ёлкой, но обходились при этом без помощи седовласых бородатых дядек в зипунах. Чада же на утро, судя по всему, выслушивали от родителей традиционное: “Лисичка принесла!”, “Ёжик забегал!”, “Птички прилетали!”.

Ну а после революции “товарищи-большевики” и вовсе сочли ёлку “буржуазным предрассудком”, за публичное же празднование Рождества и вовсе можно было отправиться в места куда более отдаленные, чем “родина Деда Мороза — Великий Устюг”.

И только когда новым властям стало окончательно ясно, что советские дети куда менее восприимчивы к сказкам о “светлом коммунистическом будущем”, чем их родители, ребятишкам решили вернуть ёлку (правда, не рождественскую, а новогоднюю — с красной звездой на верхушке), ну а в качестве “компенсации за неиспользованную радость” нагрузили ее Дедом Морозом со Снегуркой. Именно тогда традиционно синяя шуба (иногда — белая) была заменена красной. Довесок “гражданам-детям” пришелся по вкусу, а потому до сих пор в вопросе о том, “А если вдруг подерутся Дед Мороз и Санта-Клаус, то кто кого поборет?”, двух мнений не бывает.

Успех Деда Мороза во многом обусловлен его толерантностью и умением подстроиться под требования рынка. Ему приходится быть жилеткой на празднике и слушать излияния всех детей, какие только найдутся в доме.

Зимы нынче пошли снежные. А для Деда главное — мобильность. Он и тут идет в ногу со временем: Toyota Land Cruiser вместо оленей, iPhone на смену снеговикам-почтовикам…

Другая немаловажная составляющая успеха — сменная Снегурка. На корпоративы он берет с собой жгучую Брюнетку (внучатая троюродная племянница со стороны турецкого Мороза Noel Baba) и спокойно зажигает с полуночи до рассвета.

А как идти на детский утренник, тут как тут свеженькая Снегурочка-Блондиночка. Рассольчик в термосе подносит, Деда Мороза сажает под елку, сама пляшет и поет — пусть Дедуля отдохнет!

Сейчас любой желающий может съездить к Деду Морозу в гости — в Великий Устюг. Туристический маршрут был разработан по инициативе Лужкова. Судя по тому, что это не спасло бывшего мэра от гонений, Морозу не особо понравился переезд из традиционного для него Северного Полюса, зато он пришелся по душе горожанам — товарооборот вырос в разы и кончилась безработица.

Еще бы! Ведь пришлось разобрать уже более миллиона писем, дедушка стал весьма деловым, и уже никто не вспоминает о том, что когда-то он был языческим божком. Которого изображали маленьким и страшненьким и пытались всячески задобрить (то есть, сами дарили ему подарки). Потому что славился он не добрыми делами: то вдову в лесу зверски убьет (Некрасовского “Мороз, Красный Нос” все в школе проходили?), то так дунет, что все вокруг замерзнет и обледенеет…

Как знать, может, надо было не “хвастаться” друг другу, на чьей машине слой льда толще, и кто в аэропорту просидел дольше, а задобрить Дедушку, чьей женой издавна считалась сама Зима?

Поделиться
Комментарии