Елена Головенко, ведущая программы:

Еще совсем недавно вас выбрали председателем Таллиннского городского собрания. Что в бытовом плане изменилось? Вам приходится раньше вставать?

Михаил:
С политиками такое дело, что как только заканчиваются одни выборы, то они сразу начинают готовиться к следующим выборам. А если серьезно, то мой рабочий день не изменился. Он всегда был достаточно насыщен. Может быть, некоторая содержательная часть изменилась, но общий объем остался прежним.

Елена:
Во сколько вы встаете?

Михаил:
Вставать я стараюсь до 6 утра, чтобы успеть потренироваться перед выходом на работу.

Олег Федоров, ведущий программы:
В чем ваша новая должность заключается?

Михаил:
Мы живем теоретически в Парламентской Республике. Это означает, что верховенство власти находится в руках народа, а народ свою власть реализует через представительские органы, то есть городское собрание. Городское собрание на уровне города, а на уровне страны — это Парламент или Riigikogu. Городское собрание утверждает городской бюджет. Это тот документ, на основании которого реализуется жизнедеятельность города в течение всего года. Определяются приоритеты: что строим, куда вкладываем, за что платим и как зарабатываем. Городское собрание выбирает мэра города и утверждает кабинет мэра, то есть всех вице-мэров, отвечающих за разные сферы. Городское собрание определяет правовую базу города, то есть все документы на основании которых устанавливаются определнные правила, на основании которых работают городские департаменты. В принципе у городского собрания есть законодательная инициатива, то есть мы можем инициировать законы, которые может принять и Парламент. Но я считаю, что роль городского собрания должна быть больше именно потому, что у городского собрания есть прямая возможность оставаться в контакте с избирателями. Чтобы не было так, что избиратели реализуют свое право только раз в 4 года.

Олег:

Есть у вас новые возможности, связанные с новой должностью, новые вызовы?

Михаил:

В мэрии я старался максимально общаться с людьми напрямую. Дело в том, что я отвечал за определенные сферы, но в принципе, люди, с которыми я встречался, приходили ко мне со всеми проблемами, которые можно рассказать на русском языке. Потому что я единственный русскоязычный вице-мэр, и все, что болело, все приносили мне. Не говоря уже о том, что работа в мэрии дает обзор всей сферы городского хозяйства и городской деятельности. Я считаю, что эта линия должна сохраняться и в работе горсобрания. Мы должны вникать даже в личные проблемы людей, мы должны предоставлять возможность обратной связи, чтобы мы понимали, как реагируют люди на то, что мы делаем, на то, что мы принимаем и решаем. Это должно приобрести системный характер. В горсобрании есть не только председатель, но и другие депутаты. Было бы хорошо отладить систему, которая бы позволила людям обращаться к депутатам напрямую.

Елена:

Теперь у вас будет официально “болеть голова” не только за спорт и культуру, но и за все основные области?

Михаил:

Да роль горсобрания должна быть действительно глобальной. И прежде всего горсобрание должно формировать долгосрочное видение города.

Елена:

К теме развития города еще вернемся, а по поводу “Тотального диктанта”, как вы считаете, мы станем столицей?

Михаил:

У нас серьезные конкуренты. 15 городов. 8 из них, по-моему, миллионники. Все города российские, мы единственные за пределами России. У нас хороший имидж. У нас достаточно широкий опыт и мы уже не раз прогремели на поле “Тотального диктанта” по всему миру. Но конкуренты очень серьезные, расслабляться нельзя.

Елена:

Если это случится, то куда пойдете писать диктант: туда, где Дима Билан диктует, или туда, где Виктор Сухоруков?

Михаил:

Я вот думаю, как бы все организовать, чтобы в разное время это происходило, чтобы сходить на обе площадки. (Смеется) Тем более у нас будет и третья площадка, на которой будет диктовать филолог. Всегда есть группа любителей “Тотального диктанта”, которым не интересна вся эта мишура, весь этот дополнительный блеск, а хочется удобных условий.

Елена:

Чье творчество вам невообразимо нравится? На чей концерт вы в последний раз ходили, не по приглашению, а тогда, когда вы сами все бросили, купили билет и пошли.

Михаил:

У меня был единственный опыт в жизни, лет девять назад, когда я специально поехал на концерт в другую страну. Это был заключительный или прощальный тур группы “A-ha”. В Осло проходил концерт. Мне так нравилась и до сих пор нравится эта группа! А вы знаете, я вам наврал. Я сейчас признаюсь в том, чего никто не знает. Я в прошлом году был в Петербурге и ходил на концерт группы.

Елена и Олег:

Ленинград?

Михаил:
Если бы! “Руки Вверх!” (Смеется)

Елена:
Вопросы от слушателей “Русского Радио”, которые пришли в Facebook: “Хочу узнать насчет бесплатных кружков каждому ребенку. Занимаемся гимнастикой и рисованием, и то, и другое стоит немалых денег. А дотации сами знаете какие”.

Михаил:
Что касается бесплатных кружков, то мы в горсобрании приняли решение для детей школьного возраста обеспечить возможностью посещения кружка (минимум одного бесплатного кружка) в общеобразовательной школе. То есть школам будут выделены дополнительные дотации. Мы планируем до миллиона евро в год повысить финансирование школ, чтобы школы могли расширять выбор кружков.

Елена:

Школа сама будет принимать решение, какие это будут кружки?

Михаил:

Да. Школа будет принимать решение исходя из запросов попечительского совета, учеников и определенных возможностей. Понятно, что этот спектр ограничен, но то, как это было раньше, мне кажется, это правильно — ребенок после школы, рядом с домом смог бы ходить в кружок. И нам было бы проще это контролировать, то есть город сможет проще контролировать распределение финансов и организацию работы своих учреждений. Поэтому мы будем использовать базой общеобразовательные школы, которые должны будут эти кружки организовывать.

Елена:

Еще вопрос от слушателей. Какие у вас хобби помимо спорта?

Михаил:

Хороший вопрос. (Смеется). Признаюсь, что нет таковых, к сожалению. Хотя я недавно слушал выступление Хакамады, и она говорила, что, если кто-то говорит, что у меня хобби — это спорт, то это глупость. Спорт — это не хобби. Спорт должен быть в жизни каждого человека, это нормально, это неотъемлемая часть, а хобби — это то, что радует, то, что отвлекает и способствует творческому развитию. У меня нет такого!

Елена:

Вопрос от слушателей. Домашние животные есть?

Михаил:

Собака у меня. Хин. Японский хин. Маленькая такая собачка с глазами в разные стороны. (Смеется.)

Елена:

Михаил, продолжаем отвечать на вопросы слушателей. Чего в жизни боитесь больше всего? Как боритесь со своими страхами?

Михаил:

Я думаю, что борьба со своими страхами — это возможность к развитию. Если человек преодолевает свои страхи, то он становится сильнее. Жизни без страхов не существует.

Елена:

Еще вопрос от слушателя. В Копли открыли бассейн, за что спасибо. Но для такого большого района бассейнов, ориентированных на спортсменов, мало. Рассматривается ли вопрос строительства еще одного с залами для аэробики. Например, на месте снесенной 14-ой школы?

Михаил:

На месте снесенной 14 школы, бывшая Раннику, будет обязательно социальный объект. Я, пользуясь случаем, развею слухи, которые могут быть. Это будет обязательно социальный объект для детей и молодежи. Мы сейчас определяемся, будет ли это спортивного плана объект или это будет школа по интересам. Бассейн, сразу скажу, — не обещаем!

Олег:

Есть ли какая-то управа на тех, кто предлагает парковку в центре Таллинна за очень большие деньги на совершенно разбитых пустырях с лужами?

Михаил:

Политический ответ на этот вопрос: мы живем в стране с рыночной экономикой и с правом собственности, собственники свою территорию огораживают, ставят ценники и таким образом — зарабатывают. Но если отвечать по существу, то я действительно думаю, что это проблема, и мы должны подумать о том, как влиять на упорядочивание этой системы. Мы не можем заставить собственника заасфальтировать свою территорию. Таких рычагов нет. Но в принципе мы могли бы подумать, чтобы сформулировать правила таким образом, чтобы собственники не могли бы их обходить. Я полагаю, что в этом вопросе есть над чем подумать.

Олег:

Это сейчас в ваших руках на вашей новой работе или вы можете кого-то нацелить, дать указания?

Михаил:

Если бы я хотел дать чиновничий ответ, я бы сказал, что есть соответствующий департамент — Департамент транспорта или городского планирования, который выдает разрешения. Но с точки зрения глобальности, о которой мы говорили в начале, то нет такого вопроса, относительно которого мы в городском собрании сказали бы, что это не наше дело.

Елена:

Вы человек, которого от спорта отделить нельзя. Вы и своим личным примером показываете и даже участвуете в уличных соревнованиях. Мы видели, как вы 16 раз подтянулись в парке Пае. Отчасти это, наверное, совмещение работы и спорта. Вам удается для себя тренироваться?

Михаил:

Для меня это жизненная необходимость. Было бы совершенно невозможно справляться с ритмом и нагрузками, если бы не было бы спортивной формы. Я говорю о нагрузках именно эмоциональных и о работе, а физическая форма позволяет с этим со всем справляться.

Елена:

Ходят люди на бокс. Грушу побили, и все нормально. С вашими нагрузками, о которых вы говорите, спарринг-партнеры вас не боятся?

Михаил:

У меня есть хороший товарищ, тренер по боксу, когда есть время, то мы с ним вместе тренируемся. Он каждый раз меня ехидно спрашивает: “Ну что представляешь себе политических оппонентов?”. (Смеется)

Олег:

Давайте о другом виде спорта поговорим. Не о вашем, но о популярном у наших слушателей. В Тарту и Нарве городские власти гораздо сильнее поддерживают занятия фигурным катанием. В Таллинне, несмотря на то, что у нас есть городской каток, родители платят большущие суммы за занятия. Что-то планируется городом в отношении этого вида спорта?

Михаил:

Мы стараемся равномерно поддерживать все виды спорта. Более дорогие виды спорта, а есть такие, или виды с большим количеством занимающихся, или с большим количеством результатов на соревнованиях и в том числе международных, — они так или иначе получают бОльшую поддержку от города. У нас есть две формы поддержки спорта в Таллинне: базовое финансирование (т.н. подушное) — его получают все клубы, на каждого ребенка, в среднем эта сумма составляет 200 евро, но в зависимости от коэффициента она может быть значительно больше — до 300 и выше. Клубы эту поддержку получают. Вторая поддержка — это система спортивной школы, где мы оплачиваем дополнительные тренировки, участие в соревнованиях и инвентарь ребятам, ориентированным на спорт высоких достижений — будущим спортсменам. Еще мы поддерживаем международные соревнования, приводящиеся в Таллинне.

Елена:

Еще вопрос от слушательницы. Какой вы отец?

Михаил:

Редкий.

Елена:

Вопрос об оплате детских садиков.

Михаил:

За садик автоматически поднимается цена, потому что законодательство регулирует вопрос таким образом, как поднимается средняя зарплата — поднимается индекс и автоматически поднимается плата за место в детском саду. Это без решения городских властей поднимается оплата. Это происходит во всех городах. В Таллинне мы решили, что питание должно быть бесплатным во всех общеобразовательных детских учреждениях.

Олег:

А нагрузка большая на бюджет?

Михаил:

Добавилось 6 с половиной миллионов в год. В гимназиях это было сравнительно не дорого. Примерно 800 тысяч. У нас 22 тысячи детей в детских садах, у них питание 3 раза в день, а у школьников только 1 раз в день. Но это правильно, потому что мы знаем, что жизнь такова, что для многих детей это чуть ли не единственный раз, когда они могут получить горячее питание.

Елена:

Вопрос с Facebook. Спрашивает Юлия из Таллинна. Михаил, есть у вас друзья среди политиков, не знакомые, а именно друзья.

Михаил:

Хороший вопрос! Говорят, в политике нет друзей и соратников, есть только временные попутчики. Мне кажется, что это определенный возраст, когда формируются дружеские отношения. Как правило, это студенческие годы. А также это друзья по спорту, с ними ты, что называется, понюхал кровь и пот, и знаешь, что они на самом деле из себя представляют, а не стараются показать.

Олег:

А если перефразировать, из друзей по спорту политики еще есть?

Михаил:

Олег, вам надо идти в политику! (Смеется) У нас хорошая команда в Центристской партии.

Елена:

Баскетбольная?

Михаил:

Политическая.

Елена:

Вы себя насколько хорошо в детстве помните?

Михаил:

Все меньше и меньше. (Смеется)

Елена:

Есть самое яркое впечатление детства?

Михаил:

К этому вопросу надо было подготовиться заранее, полистать альбомы.

Елена:

А что теплое вспоминаете, что вас греет?

Михаил:

Я думаю, что меня, как любого ребенка, греют воспоминания о маме.

Олег:

У вас послезавтра день рождения. Прекрасный возраст! У нас и подарок подоспел! (Дарит коробку конфет).

Михаил:

Спасибо, что открыли мой возраст! Я вдруг о себе выяснил, что я слегка суеверен, поэтому 40-летие я отмечать не буду, но подарки принимаю и коробку конфет не отдам.

Елена:

Новый год грядет. Собираетесь отмечать или не будет времени?

Михаил:

Глядя в окно трудно настроиться на Новый год… Да, Новый год, конечно, я отмечаю, как правило, дома.

Елена:

Что нас хорошего ожидает в культурном плане в 2018 году?

Михаил:

Во-первых, это столетие Эстонской Республики, и мероприятий будет очень много. Если говорить о спорте, то одно из уникальных мероприятий — это Суперкубок УЕФА, он будет проходить в Таллинне в августе месяце. Это событие мирового масштаба. Я думаю, что именно это мероприятие привлечет больше всего внимания мировой общественности. Также новый формат Ironman — известное международное мероприятие. Я, когда узнал о триатлоне (велосипед, плавание, бег), то подумал, что надо обязательно попробовать. Потом узнал о дистанциях, которые они проходят и понял, что надо быть действительно “железным человеком”, чтобы их осилить.

Олег:

Ваши пожелания слушателям “Русского Радио”!

Михаил:

Дорогие друзья, мы все перед Новым годом слегка ожидаем чуда. Пробьют Куранты, и остается привкус неоправданных ожиданий. Желаю нам всем, чтобы мы видели это чудо каждый день рядом с собой, потому что это чудо нам дарят близкие люди.

Блиц:
Сова или жаворонок: Жаворонок
Кофе или чай: Чай
Лето или зима: Лето
Убегать или догонять: Догонять
Должен или хочу: Должен
Общественный или личный транспорт: Общественный
Рок или рэп: Рэп! (Смеется)
Добрая ссора или худой мир: Худой мир
Каша или бутерброд: Каша
Светлана Лобода или Полина Гагарина: А?

Поделиться
Комментарии