В фильме показаны судьбы трех дагестанских парней, по разным причинам ставших участниками незаконных вооруженных формирований. Документальные кадры интервью с людьми, которые непосредственно были задержаны за террористическую деятельность, искусно вплетены в сюжет художественной части.

Мероприятие было организовано в стиле программы Гордона “Закрытый Показ”.

Хотя условного деления на отстаивающих позитив и негатив участников не было, мнения все же разделились, причем точек зрения было больше чем две.

“О чем фильм?” — после 104 минут сеанса прозвучал вопрос ведущего.

О коррупции и невозможности получить аттестат с хорошими отметками без взятки.

О характере людей не желающих жить смиренно с навязанной им системой отсутствия справедливости. О личном вызове несправедливости или бесталанности.

О подмене понятий, когда жажда привести все в порядок выливается сначала в сведение счетов с представителями власти, а затем в расправу над любым живущим по закону.

О предательстве, когда человека из личности превращают в средство для собственного обогащения или игрушку для потехи самолюбия за счет унижения.

О понятии “мужчина”: когда совершеннолетний парень находится на иждивении материи, тратит ее тяжелым трудом заработанные деньги на развлечения, не осознавая ответственности ни за себя, ни за мать.

Не будем останавливаться на показанных техниках зомбирования, лозунгах и щитах, от имени которых происходит самосуд. И так понятно, что любое разрушительное движение может прикрываться самыми благородными целями и именами для пополнения своих рядов несогласными, но не разобравшимися до конца в ситуации и в себе людьми.

Незаметно обсуждение перетекло в анализ и поиск решений. Можно было взвесить какое решение принял бы каждый сам на месте того или иного героя картины, как жить людям сейчас и что делать властям.

Приведу лишь некоторые цепочки рассуждений, которые могут быть характерны не только для ситуации на Северном Кавказе.

Начинать надо с себя. Должна вернуться традиционная ценность — семья. Для родителя — это время, проведенное с ребенком в разговоре и совместном деянии. Материальных благ окружающих ребенка может быть много или мало, но понимание, что человек не рождается только потребителем не появиться, если родители успевают только зарабатывать деньги и не имеют других интересов от жизни.

Под действием прогресса придется пересматривать способы воспитания. На Кавказе традиционно жесткое воспитание мальчиков. Когда ребенок не успевает наиграться, как из него начинают воспитывать мужчину. Это приводит к тому, что юноша, вырвавшись из-под контроля родителей и влияния родственников, впадает в детство и пытается насладиться полученной свободой. Конечно, окружающие воспринимают это как выход за рамки приличия. Это отчасти объясняет, недавно появившуюся традицию “шуметь” оружием во время свадеб. Причем надо отметить свадеб, происходящего за пределами земли предков. Там быстро оплеухой отец успокоил бы сына вышедшего за рамки приличия, независимо от возраста. Поэтому, всему свое время!

Понятие свобода сейчас подменено другими терминами вседозволенность и безнаказанность. Полагаю, что вначале надо разобрать их. Вседозволенность, потому что я имею оружие или средства оплатить суд, а ты нет. Безнаказанность, потому что есть уверенность, что родственники всегда вступятся и все положат, что бы избежать наказания. Если спросить современных детей в возрасте около 10 лет описать человека, то выясняется, что эпитетов, кроме плохой, хороший, не будет особенно много. А такие слова, как хамский, борзой, циничный, бессовестный, бестактный, развязный, беспардонный не имеют правильного или полного толкования.

Тогда легко разъяснить, что свобода или правильней сказать поступки свободного человека не могут быть описаны вышеупомянутыми эпитетами.

Для школы — это закрепление навыка как воспринимать окружающий нас мир. Так, например, рассмотрение теории происхождения человека от обезьяны можно рассматривать не как научный догмат, а как часть истории. И тогда это не будет уничижать чувства верующих.

Для государства важно, чтобы граждане умели пользоваться системой улучшения качества обслуживания. Ибо наделение властью, это в том числе обязанность по обслуживанию.

Население не должно иметь страха остаться беззащитным перед системой самого государства и его институтами. Звучит банально, но вопрос в мере ощущения. Чувство защищенности от системы должно быть более осязаемым, чем чувство подготовленности ответить на угрозу внешними врагам. Ибо известно, что не доверяющие государству граждане занимаются самовооружением. А систему, как известно, проще разрушить изнутри.

Благодатная среда для развития “сорняков” в государстве — это дефицит возможностей. Так как питаются “сорняки”, как правило, не исполненными долгами и обязательствами. Государство не исполнило долг на равное получение образования. Если население не справляется с обязательствами выплат по кредитам, то тоже растет “сорняк”. А когда место для новых всходов совсем не остается, исчезает право на выбор!

Поделиться
Комментарии