В рамках события представили оцифрованный документальный фильм “Разговор с королевой”, который был снят в 1980 году Роландом Калниньшем. Господину Калниньшу, кстати, уже более 95-ти лет, но он бодр, лично прибыл на показ фильма и поделился воспоминаниями об актрисе. По окончании сеанса все вышли во дворик кинотеатра, где в камерной атмосфере предстали члены семьи Артмане — ее дочь Кристиана Димитере, внучка Берта Вилипсоне, а также выдающийся латышский кинорежиссер, автор бессмертного фильма “Театр” Янис Стрейч. Вспоминали…

Здесь демонстрировались фотографии из семейного архива Артмане, фото ее современников и фото киноролей. В это же время на окна театра “Дайлес”, в котором Артмане работала всю жизнь, проецировались ее фотографии из различных спектаклей, а в Старой Риге на углу улиц Лапу и Мейстару проецировались фотографии ее детства и юности.

21 августа, в день девяностолетия актрисы, все в том же Splendid Palace состоится вечер в честь Артмане и премьера нового документального фильма о ней, который снят режиссером Латвийского телевидения Агитой Цане-Киле по сценарию известного латвийского кинокритика Дайры Аболини. Это искренний рассказ о славе актрисы и о том, как тяжелы были последние ее десять лет. Называется “Актриса и время”.

Впрочем, здесь надо сразу же сделать поправку. Многие считают, что во всем виновато пренебрежение власти к актрисе — ей, дескать, не помогли власти, когда ее квартира в центре Риги оказалась в хозяйском доме. И будто ее унижали, припоминая членство в руководстве латвийской Компартии.

В действительности все не так и историю последних лет каждый интерпретирует, как ему выгодно. Правда же такова, что и квартиру предлагали, причем, на престижной улице Алберта (там сейчас постоянно туристы), но был выбран другой вариант — на полученные от хозяина прежней квартиры деньги бала сделана пристройка в летнем доме в Мурьяни, где великая актриса и провела последние годы. Каждый год 21 августа у нее был “день открытых ворот” — приезжали со всей Латвии.

Это были счастливые годы, чтобы там не говорили — актриса часто выезжала на мероприятия и выставки, в театры. И она бы играла и в театре, если бы не многочисленные недуги, а среди них и инсульты. Поэтому ей и пришлось оставить сцену после семидесяти лет… Впрочем, актриса держалась до самого конца по-королевски, даже когда стала ходить с палочкой.

Только последний 79-й день рождения не был отмечен в Мурьяни — последние три месяца до смерти актриса провела в специальной клинике, где она тихо угасала. Но к ней успело и официальное признание нынешней власти — за год до ее ухода ей была вручена высшая награда Латвии — орден Трех звезд, ей вручили и латвийский “Оскар” — киноприз “Большой Кристап”.

В фильме о ней вспоминают члены семьи, видеофрагменты, которые снял еще в шестидесятые-семидесятые годы супруг Артмане, выдающийся латышский артист Артур Димитерс.

“Она была таким латвийским эталоном — вспоминает о ней актриса Индра Брике, которая делила с Артмане одну гримерную в последние годы ее работы в театре. — Эталон красоты, эталон чистоты”. Участвует в фильме и знаменитый режиссер Алвис Херманис, у которого Артмане сыграла свою предпоследнюю роль — Графиню в “Пиковой даме”. “Энергетики Артмане хватило бы на пятнадцать актрис!”, — говорит он.

Самое главное, что Вию Артмане до сих пор в Латвии помнят. И любят, несмотря ни на что. Похоронена она на старинном православном Покровском кладбище (в последние годы Артмане приняла православие) и на ее могиле всегда цветы.

Поделиться
Комментарии