Даниил, гость вы у нас на этот раз в некотором смысле необычный, потому что известность вам в первую очередь принесли запоминающиеся актерские работы на сцене Русского театра, а сейчас вы предстанете перед непосвященными в несколько ином амплуа. Как прикажете относиться к вашим фотографиям — хобби это, увлечение?

Даже не знаю, что ответить, если иметь в виду, что однажды в Петербурге я серьезно учился на фотографа.

До поступления в театральный вуз?

Точнее, между двумя поступлениями. Меня же с первого раза в институт не взяли, но я-то верил, что все равно поступлю. Но просто так терять времени не хотелось, и я пошел в колледж, где учили на фотографа. Отучился там целый год, мог даже получить диплом, но тут со второй попытки меня приняли в театральный.

Выходит, не стоит удивляться тому, что одна из ваших фоторабот была удостоена специального приза на международном фотоконкурсе. Что это был за конкурс?

Проходил он на Украине, назывался “Театр в объективе”. Я послал туда четыре фото — серию портретов героев нашей недавней премьеры “Русские сны”. Жюри выбрало и внесло в шорт-лист один из них, Тани Космыниной. Фотография в числе 90 других была представлена в экспозиции в категории “Профессионалы”, и удостоена приза зрительских симпатий, набрала больше всех голосов.

Четыре портрета, четыре крупных плана. Как возникла серия, почему она в цвете, хотя, судя по всему, вы поклонник черно-белых фото?

Фотографии мне предложили сделать для программки “Русские снов”, так что никакой невероятной истории здесь нет. Снимал репетиции, снимал артистов, словом, приходил — и фотографировал.

Люди, которые занимаются фотографией, знают, что тот самый “единственный” снимок” иногда возникает из бесчисленного числа . Когда вы понимаете, что вот этот, один из многих — единственный…

В пору, когда начинал, я делал много “щелчков”, особенно если “на цифру”. Потом долго сидел и печально выбирал из множества на вид одинаковых снимков, а это достаточно непростое занятие. Сейчас больший акцент делаю на портретной съемке, перестал много “щелкать”, и для одной фотографии в серии мне хватает десятка проб. Основная работа проходит перед тем, как нажать на кнопку, как зафиксировать мысль, пришедшую в это мгновение. Мои фотографии сделаны в разных техниках, получены в результате использования разных процессов, технологий, большинство из них “ручные”. Мне кажется, что фотография, которая делается руками, печатается руками, словно бы питается твоей энергией, душой, иначе говоря, к ней ты относишься как бы по-другому. И в этом, как мне кажется, очень много сходного с театром, который тоже невозможен, если не вкладывать в него собственные энергию, душу.

На этой выставке есть серия фотографий моих коллег-актеров, которых я снимал сразу после спектакля, именно через несколько минут после окончания спектакля , что для этой серии принципиально. Серия обязательно будет продолжаться, потому что этот момент “выдоха”, спокойствия после огромного беспокойства, очень необычен сам по себе. В процессе съемки я тут обычно почти не разговариваю, не предлагаю герою сесть так или иначе, повернуться, поднять или опустить голову, мы просто общаемся, пока ставлю свет или занят чем-то другим. Но вот наступает момент, которого ждешь, вдруг почему-то возникает необычная тишина, и в ней звучит “щелчок”, который потом и оказывается удачным.

Чаще всего вашими “соавторами” являются коллеги, хорошо вам знакомые люди, наконец, друзья. Для вас сильно важна степень отношения с моделью?

Нет, нет, и еще раз нет. Просто большая часть моего времени, моей жизни проходит в театре, а процесс фотографирования требует постоянной практики при том, что мне хочется снимать. Потому совершенно естественно, что под руку мне чаще всего попадают коллеги, что театр в этой ситуации становится главным. И все же нельзя сказать, что снимаю только друзей, только театр. Когда лицо человека “просится в кадр”, то степень знакомства значения уже не имеет. Познакомимся ближе, когда буду снимать При этом мне интересна и пейзажная съемка

Даниил, ваша выставка называется “Театр… Театр…”.Что такое театр лично для вас?

Театр для меня… Это жизнь, это игра, это когда все по-настоящему.

Поделиться
Комментарии