Около четырех часов в среду в театре завершилось собрание, на котором перед труппой выступили бывший и новый директор. Сразу после собрания актриса Любовь Агапова рассказала Delfi: “Речь Светланы была небольшая, но достаточно убедительная и профессиональная. Насколько мы поняли из слов бывшего директора и нового, мы не выходим пока из кризисной ситуации. Очень многих актеров, и в частности меня, волнует дальнейшая судьба театра и труппы. А именно — очень большое сокращение окладов. Я, например, работаю на полставки. Хотя я работаю в театре с 1985 года. И нас таких, с неполными зарплатами, шесть человек. Я уже не стесняюсь и говорю об этом открыто. Поэтому моя задача сейчас — выстоять, я оказалась в центре кризиса, но и не одна я, но и многие мои коллеги”.

Она говорит, что на собрании актеры спрашивали Янчек о будущем. “Но я не задавала вопросов, потому что вижу, ситуация так сейчас сложилась, что проблемы утопающего — дело рук утопающего. Моя главная задача сейчас искать заработок, делать свои проекты. Так, я играю моноспектакль “Я жду тебя, любимый” и готовлюсь к предстоящему 24 мая юбилею”, — поделилась с нами актриса.

Утопающие сами себя спасут?

По ее словам, театру очень трудно. “Светлана сказала, что нужно зарабатывать деньги, тогда театру будет лучше. Мы это слышим не первый раз. Насколько нам удается зарабатывать деньги, мы это делаем”, — добавила она.

Актерам рассказали, что часть долга Химма погасил. “Это, конечно, положительно. Но лично для меня нет ощущения, что жизнь становится лучше. Светлана Янчек — для меня она просто Света, я ее знаю очень давно. Она работала у нас заведующей литературной частью. Она женщина, которая преуспела, сделала себя. В этом с нее нужно брать пример, следовать, учиться и, может быть, даже просить консультации”, — уверена Агапова.

“Я сама по себе лидер. И я приветствую женщин, которые могут своим старанием, умением, преодолением, добиться таких больших успехов. И я считаю, что Светлана, конечно, добилась очень больших успехов, — комментирует актриса. — Но ей будет нелегко. После собрания не хотелось приставать к ней с расспросами, да даже и с поздравлениями, потому что она очень взволнована. Я единственное, что сказала ей: “Держись!”.

Агапова уверена: “Положительно во всем этом вот что: она была прекрасным завлитом. Она давала мне пьесы, материалы у нее были всегда в полном порядке. Из-за кризиса пост завлита у нас сократили. Сейчас же, когда я искала пьесу, то узнала, что наша театральная библиотека находится в ужасающем безобразном состоянии — в одной из комнат на верхних этажах здания. Ее доедает пыль, в помещении, где хранятся пьесы и документы, страшный холод. И мне бы хотелось пожелать, чтобы Светлана на посту директора начала свою работу с того, что организовала бы нашу театральную библиотеку”.

“Мы устали от смены директоров, мы устали от того, что не знаем, что будет завтра. Мы очень хотим стабильности. Этот театр — моя любовь, моя надежда. Я никогда не думала, что мне будет сложно. Но я поддерживаю Светлану, потому что знаю, насколько сложно взвалить на себя такой груз, но работать, двигаться и, даст бог, преуспеть и помочь нам всем”, — надеется актриса.

Зрителям остается судить по делам

“Всегда думаешь, что тот, кто приходит, приходит на долгое время. Но у Химма, вероятно, были веские причины для того, чтобы уйти со своего поста”, — считает актер театра Сергей Черкасов.

Говоря о приходе на место директора театра Светланы Янчек он отмечает: “Те, кто назначал, значит, имели причины ее назначить. А саму Свету Янчек я давно знаю, и знаю ее как хорошего работника и человека порядочного”.

Черкасов не отрицает, что финансовый кризис затронул и театр, но говорит, что “в творческом отношении все наоборот”: “Я бы не стал из перемен, которые сейчас у нас произошли, делать какую-то проблему. В последние годы театр находится на творческом подъеме, зрительский интерес к нему растет. И это хорошо! А что там с экономической точки зрения, я не могу сказать, так как у нас есть люди, которые этой частью занимаются, и это в их компетенции. А я — актер, мне главное, чтобы была работа по душе”.

“Есть люди, которые видят, что стакан наполовину полон, а кто-то говорит, что он наполовину пуст. Вне зависимости от количества воды в стакане. Так вот я хочу верить, что если пришел новый человек, то он пришел с чистым сердцем. Я не хочу сразу клеймить кого-то. Как можно заранее о ком-то делать выводы? Нужно судить по делам”, — рассуждает он.
Черкасов говорит, что людям — зрителям — стоит в первую очередь приходить в театр, смотреть спектакли и по ним решать, какая ситуация в театре. “Если хорош спектакль, то все хорошо в театре. Плохой спектакль — значит проблемы в театре”, — подытожил он.

Зарабатывание денег — это одно, искусство — это другое

Актер Сергей Фурманюк поведал нам, что пока Светлана Янчек никаких планов на будущее не озвучивала.

“Я — актер, творческая единица, поэтому я не очень завишу от директора — ни от нового, ни от старого. Мне кажется, что смена директора не меняет ситуацию внутри театра. Директор приходит и уходит. Это настолько механический процесс. Теоретически он может, конечно, повлиять на творческий процесс, но это маловероятно”, — считает Фурманюк.

“Но ведь у театра главное — творческие задачи и цели. А, как правило, этим директор не занимается, он занимается исключительно зарабатыванием денег, — говорит актер. — Возможно, Светлана Янчек с этим справится. Но меня это не особенно беспокоит. Меня больше волнует художественная часть, то, что меня непосредственно касается, и в этом есть большие проблемы”.

На наш вопрос о том, правда ли, что театр долгое время находится в затруднительном материальном положении Фурманюк ответил, что “Русский театр находится в затруднительном художественном положении, а не в материалом”.

По его словам, театр всегда может сделать минимальными средствами хорошие постановки: “Это факт и это реально. А смена директора, к сожалению, ничего не меняет”.

“К моей грусти и скорби, финансы — ничто по сравнению с тем, что творится в художественной части театра. Знаете, будучи студентом, можно питаться в день тарелкой каши и ощущать себя счастливым человеком и обогащаться знаниями постоянно. А можно есть дорогую деликатесную пищу и быть совершенно пустым организмом”, — философски ответил актер.

Поделиться
Комментарии