Новосибирский “Онегин” − история горькая и ироничная. Тимофей Кулябин не комментирует и не иллюстрирует пушкинский текст, он занимается вдумчивым и подробным, парадоксальным и вдохновенным “параллельным” сочинительством. В построенном художником сером зале, похожем на студию или павильон для съемок, разворачивается история вроде бы знакомая, но при этом поражающая дерзкой свежестью, честностью и острым чувством сегодняшней жизни, в которой базовое понятие “любовь” требует постоянного переосмысления.

“Спектакль “Красного факела” сделан современными средствами про современных людей — он не повторяет классических схем восприятия пушкинского романа. Во многом очень веселый, изобретательный, он оставляет в конце ощущение бытийственного ужаса, страха смерти, куда лишь и можно уйти от навязчивого и утомительного ритма будней. Это спектакль про силу времени, которое без остатка стирает людей с лица земли, не оставляя ничего, даже памяти. Онегин — современный тип блогера-циника, пытающегося скрыть за разочарованием безотчетный гедонизм. Колкая, наивная Татьяна, которую только закаляют невзгоды. Трескучий, восторженный Ленский с банальной красоткой Ольгой. Почти целиком основанный на пластике (строки Пушкина звучат в трансляции), музыкальной стихии, этюдном способе существования артистов, спектакль тем и ценен, что отрывается от всех существующих традиций сценического прочтения Пушкина. Этот отрыв дает режиссеру Тимофею Кулябину возможность включать в спектакль те сцены, пушкинские детали, которые обычно пропадают при постановках на сцене. Здесь важно не оживление текста, а игра в текст, свободное владение настроениями Пушкина. Именно эта позиция дает зрителям счастье не переживать уже виденные культурные коды, а читать “Онегина” так, словно мы открыли книгу впервые в жизни”, — комментирует эксперт Фестиваля “Золотая Маска” Павел Руднев.

Тимофей Кулябин ведет с романом и со зрителями увлекательную игру, но не лукаво-необязательную, как часто случается в современных режиссерских сочинениях, а строгую, выверенную и изящную. 30-летний режиссер обладает редким для нового поколения постановщиков умением подчинять себе крупное театральное пространство, он работает увлеченно и содержательно, его “Онегина” интересно не только смотреть, но и описывать и вспоминать. И главное − редкое сегодня желание − хочется увидеть еще раз.

“Мне хотелось прибегнуть к довольно радикальному приему и избавить спектакль от каких бы то ни было характерных атрибутов среды и эпохи романа — обычаев, обрядов, быта, нравственных ценностей русской деревни и столичного Петербурга. Поместить героев в своего рода вакуум. Этим вакуумом является коробка сцены. Так, будто нет в романе ничего, кроме истории знакомства и разрыва этих четверых героев, так, будто эти взаимоотношения лишены какого-либо контекста. Таким образом, я оставил себе максимум режиссерского пространства для изучения их характеров и природы их поступков. Делать же театральную иллюстрацию к роману, к его живописным картинам и образам нам изначально было неинтересно. Все это и без того существует в наших ассоциациях и воображении”, — говорит режиссер Тимофей Кулябин.

Спектакль состоится 16 и 17 октября в 19.00 в Русском театре Эстонии. Билеты в кассах Piletilevi.

СПЕКТАКЛЬ ИДЕТ С СИНХРОННЫМ ПЕРЕВОДОМ НА ЭСТОНСКИЙ ЯЗЫК

Поделиться
Комментарии