Характеризуя отличие новой биографии Сталина от всех ранее написанных, рецензент книги, критик Уильям Граймс, пишет:

"Десятилетиями западные историки представляли себе молодого Сталина по портретам, созданным его прямыми политическими противниками. И все они, включая Льва Троцкого и Николая Суханова, рисовали Сталина посредственностью… В отличие от прежних западных историков, Симон Монтефиоре базировал свои выводы не на этих портретах, а на работах Роберта Сервиса и Ричарда Оври — историков-"ревизионистов", и на новых архивных материалах из России и Грузии".

Монтефиоре нашел 109-летнюю кузину первой жены Сталина — Екатерину Сванидзе, чья память оказалась все еще очень острой. Он прочесал все непрочитанные или недочитанные архивы, где докопался до воспоминаний, написанных матерью Сталина. Соединяя необъясненные факты и детали Монтефиоре открыл массу информации, которую Сталин, придя к власти, тщательно уничтожал или прятал. Иногда общая картина складывается из показательных мелочей. Монтефиоре раскопал, например, что в вологодской ссылке в 1911 году Сталин за два месяца 17 раз посетил библиотеку.

Вот какой образ (в формулировке рецензента Граймса) вырисовывается из книги Монтефиоре:

"Сталин был редкой комбинацией: "интеллектуал и убийца". Корни насилия росли из семейной истории и из жизни в Гори, где уличные ссоры были любимым спортом. Самого Сосо Джугашвилли жестоко били дома — и алкоголик-отец, и даже мать, которая чередовала утешительную ласку с телесными наказаниями. Сосо блестяще учился в семинарии и был многообещающим поэтом — его стихи даже печатали, но он бунтовал с ранних лет и еще подростком примкнул к радикальному политическому движению. Однако от большинства юных энтузиастов-революционеров Сосо Джугашвили отличался одной важной чертой — он не был идеалистом. С юных лет он освоил тактику, почерпнутую им у семинаристской администрации: "выслеживание, шпионство, вмешательство в частную жизнь, насилие над чувствами". Он действовал вполне сознательно, потому что позже сам описал эти приемы. Его первая конспиративная кличка — Коба — является именем кавказского фольклорного героя-разбойника. Сталин — "человек из стали" — появился лишь после многих лет арестов и ссылок".

Книга "Молодой Сталин" проливает новый свет на деятельность Сталина в начале века — в качестве предводителя кавказской революционной банды. Монтефиоре ставит именно Сталина в центр всех ограблений, похищений, поджогов, вымогательств, а также казней предполагаемых предателей. Он приводит доказательства того, что именно Коба поджег нефтяные очистительные сооружения Ротшильда в Батуми в январе 1902 года и воспользовался этим поджогом для рэкета других нефтяных магнатов. Монтефиоре подробно описывает организованные Кобой дерзкие ограбления банков и подтверждает тот факт, что награбленные деньги оказали значительную помощь Ленину в финансировании деятельности Большевистской партии.

Подозрение в том, что Сталин был агентом царской охранки, Монтефиоре отметает, считая, в частности, что для такой роли Сталин слишком много времени провел в тюрьмах и ссылках. Если он и встречался с агентами охранки, то, по мнению Монтефиоре, для того, чтобы получать информацию от них, а не делиться своей. Особое место в книге занимает исследование отношения Ленина к молодому Сталину:

"Сталин прекрасно вписывался в ленинский идеал марксиста-революционера — то есть, человека, вышедшего за пределы нормального общества, его законов и морали, и ставшего безжалостным орудием рабочего класса. "Грязная работа", выполняемая Кобой, со временем стала стандартной оперативной работой советского правительства. Так же, как и его товарищи-большевики, Сталин, в сущности, никогда не вышел из теневого мира шпионов, двойных агентов и преступных заговоров. Молодой Сталин заслужил полное одобрение Ленина с самого момента их встречи в 1905 году. В терминологии Ленина он был "человеком действия — гораздо более нужным партии, чем те, кто только заседает и распивает чаи". Со временем их отношения только углубились, особенно после того, как Сталин, к изумленному восхищению Ленина, написал программу партии в вопросах национальной политики. Убийца продемонстрировал интеллект и, что особенно нравилось Ленину, так и не стал советским бюрократом".

Поделиться
Комментарии