В Таллинне даже эксперимент и первооткрывательство выглядят благочинно, как санкционированные митинги, будь то социальный заказ интеграционного ведомства (спектакль Мерле Карусоо "Спасите наши души!", к примеру) или частная художественная инициатива (Виктор Пелевин на русском языке в исполнении эстонских актеров — недавняя премьера "Затворник и Шестипалый").

Но, возможно, вскоре (не будем загадывать, пока это только планы) театральную общественность всколыхнет совершенно непрогнозируемое событие: на сцене Русского театра появится спектакль "Анна Каренина — 2". Это пьеса молодого драматурга Олега Шишкина, актера по образованию, популярного прозаика, известного журналиста, автора телесценариев, архивиста и… кажется, еще множество ипостасей его творческой натуры определит будущее.

А сейчас он тесно сотрудничает с молодым московским режиссером Владимиром Епифанцевым, самой заметной фигурой в российском авангарде, похоже, уже заслужившей определение "культовая". Спектакли Епифанцева в числе самых скандальных зрелищ Москвы, его называют самым последовательным сторонником стилистики и философии "театра жестокости", но отмечают при этом неожиданное послевкусие от его работ — целомудренное и высокотрагическое. Олег Шишкин и Владимир Епифанцев недавно осуществили "творческий десант" в Таллинн. Труппе Русского театра и небольшому числу приглашенных они представили драматургическое продолжение романа Толстого. Это событие мало походило на традиционную читку пьесы. Блистательное актерское исполнение Владимира Епифанцева сопровождалось музыкой ритуального толка. Слушатели могли убедиться в справедливости молвы, что мощный актерский темперамент новатора ощущается даже в моменты молчания. То, что могло шокировать читателя в пьесе, было безупречно оправдано актерски.

Хотя некий шок аудитория все-таки пережила. Представьте, что Анна Каренина осталась жива, только искалечена паровозом. Как живут, что чувствуют герои при таком исходе событий? Не возмущайтесь заранее — разве этого не могло случиться?

"В любом произведении искусства есть мысль и свой смысл. И смысл новой драмы не может быть понят старым опытом. Меняется время — меняется восприятие людей. И чтобы почувствовать силу, заложенную в новой идее, опыт должен быть новым. То, что сделал Олег Шишкин, не есть издевательство или мутация (в прямом смысле) святыни, а только новый опыт. Для того, чтобы зритель смог пережить те ошеломляющие чувства, которые читатель испытал, когда был написан роман "Анна Каренина". Это продолжение, где те же персонажи сталкиваются в новых обстоятельствах, и такой опыт — в стиле классической традиции", — говорит Епифанцев.

"Чем мне нравится пьеса Шишкина? Тем, что она достаточно традиционна и корректна. Хотя с ортодоксально-классической точки зрения сюжет ее — некорректный ход по отношению к святыне".

"Это вопрос к тем, кто строит иконостас, — говорит Шишкин. — Есть канон. Это может быть только таким и не иначе. В таком иконостасе помещаются знакомые нам лица. Но в том-то и смысл любого искусства, чтобы показать странность канонических фигур. Мне кажется, что важным компонентом театра есть страсть. Страсть движет всеми нами, и в звездный час, в критический момент, становится самым важным в жизни. И искусство посвящено только страстям, все остальное — антураж. Есть страсти — это искусство, нет страстей — это полиатив, эрзац, все, что угодно.

Понятно, новаторские идеи трудно прокладывают себе дорогу, как в жизни, так и в искусстве. Понятно, что новые художественные программы рождаются преимущественно в умах молодых, а находят поддержку в сердцах молодых. Спектакль "Анна Каренина- 2" не собирается устанавливать возрастного ценза, но больше будет апеллировать к молодым, чье восприятие жизни и искусства отрицает стереотипы, штампы, отторгает отжившие традиции, не терпит архаики. Не следует заблуждаться, что молодое поколение только отрицает идеалы прошлого. В этом смысле спектакль "Анна Каренина 2" — не карикатура и не пародия на хрестоматийное произведение. Это новый художественный опыт. И, как всякий опыт, он должен обогатить представления зрителей о человеке, обществе, мире. Премьера спектакля состоится в ноябре 2001 года.

Поделиться
Комментарии