В последнее время во Франции вышло несколько фильмов, затрагивающих тему, которую многие интеллигентные люди стараются избегать, — деньги.

Есть мнение, что большинство французов зарабатывают деньги ради того, чтобы жить, а не живут ради денег. Разговоры о личном материальном благополучии или неблагополучии считаются бестактными и вульгарными.

Однако некоторые французские кинематографисты решили бросить вызов традициям и покончить с этими предрассудками.

Филипп Ле Гэи снял комедию "Стоимость жизни" ("Le Cout de la Vie"), действие которой происходит в Лионе. Один из персонажей, Ковэй, — щедрый владелец ресторана, любящий кормить клиентов бесплатно, зато другой — Бретт — расстается с любимой женщиной из-за того, что не может заставить себя купить ей дорогую блузку, хотя деньги у него есть. Кроме того, в картине есть наследница большого состояния, работающая официанткой, и бывший владелец фабрики, который пришел к выводу, что счастье не купишь.

По словам Ле Гэи, в своей работе он пытался показать, как различные люди относятся к деньгам и как деньги влияют на нас.

"В нашем кино, кроме фильмов Годара, денег не существует, — сказал Филипп Ле Гэи в интервью "Нью-Йорк таймс". — Возможно, он был первым, кто о них задумался. Может, потому, что его отец был швейцарским банкиром, и он из-за этого испытывал чувство вины". Как считает Ле Гэи, тема денег стала во Франции запретной потому, что они подрывают идеалы французской революции. "Все идеализируют крестьянина, — говорит режиссер. — Во время французской революции богачи считались врагами. Я думаю, это подозрительное отношение к ним все еще имеет место".

Когда Альдо, герой другого французского фильма "Если бы я был богачом" (Ah, si J'etais Riche), выигрывает в лотерею, он никому не говорит об этом, а за деньгами приходит в темных очках и парике. Во Франции, в отличие от Америки, подобные Альдо счастливчики не хотят, чтобы их показывали по телевизору с огромной копией чека в руках.

Впрочем, у Альдо есть еще и личная причина держать свой выигрыш в секрете. Он обнаружил, что его жена изменяет ему с его начальником, и решил не говорить ей о выигрыше, пока не разведется с ней. Альдо пьет дорогое шампанское, переливая его в бутылки дешевого вина, тайком ходит в дорогие бутики и пользуется услугами дорогой проститутки.

"В стране, где деньги считаются запретной темой, возникают огромные противоречия, — говорит Жерар Биттон, один из создателей ленты "Если бы я был богачом". — Во Франции к нуворишам относятся с презрением. Я восхищаюсь американским темпераментом, способности сказать "браво", когда кто-то выигрывает, потому что на самом деле это противоречит человеческой натуре".

В конце фильма Альдо делится своим выигрышем с другими. Он покупает дорогой автомобиль своему другу, начинает бизнес со своими бывшими коллегами и мирится с женой. Причем примирение происходит не в дорогом парижском отеле, а в дешевой гостинице у скоростного шоссе.

Впрочем, есть признаки того, что многие молодые французы меняют свое отношение к материальному успеху. "Никто не хочет быть доктором или адвокатом, — говорит Жерар Биттон. — Сегодня мечтают о том, чтобы попасть на ТВ и стать знаменитым".

Режиссер Тони Маршалл сняла фильм "Бутик Франция" (France Boutique), рассказывающий о мужчине и женщине, которые, добившись материального благополучия, потеряли друг друга.

"У молодого поколения единственная цель — делать деньги, — утверждает Тони Маршалл. — Они только об этом и говорят".

Поделиться
Комментарии