Свой отказ российский режиссер и театральный педагог аргументировал следующим — художник всегда должен говорить с публикой о своем, о наболевшем, о личном. А личное у ирландцев и Михаила Мокеева — разное. Что и понятно. А потому одно дело приехать на постановку, совсем другое — строить театр, с художественной программой, основу которой должны составлять спектакли руководителя.

Михаил Мокеев пожелал остаться "free-lance" и прибыл в Таллин ставить хрестоматийно известную "Грозу". Стараясь смыть глянец с пьесы почти двухсотлетней давности, режиссер перенес действие в современный город. И, не внимая никаким контраргументам, на главную роль Катерины позвал известную эстонскую актрису Марию Авдюшко. А те, кто боялись, что может возникнуть сопротивление в восприятии публики — как же эстонскую девушку загубили, довели до самоубийства в среде русских самодуров — судя по всему, переоценили просвещенность молодежной аудитории, которой, в первую очередь, и адресует свой спектакль Мокеев.

Это только те, кто постарше, еще помнят определение демократа Добролюбова: Катерина — луч света в темном царстве. Сейчас "Грозу" изъяли из школьной программы, и молодым невдомек, что Островский — патриарх русской драматургии, уже два столетия не покидает русскую сцену. Возможно, именно на спектакле "Гроза" многие и откроют для себя автора.

Открытие это, возможно, повлечет за собой целый ряд вопросов (что стимулирует процесс познания), поскольку режиссер сделал попытку переложить драму Островского на язык молодежной культуры, используя современную визуальную стилистику и музыкальные ритмы. "Гроза" затрагивает две болевые точки молодежного мировосприятия — отношения со старшим поколением и традициями, а также вопросы, очерченные понятием "любовь".

Рок-н-ролл и техно, пистолеты и рукопашные сватки, огонь, вода и самые настоящие полеты — это антураж спектакля. Жесткий, откровенный театр, поэтическое начало которого сокрыто в образе Катерины. Ее смерть стала светлым мигом прозрения для всех героев. Может быть, подобное преображение произойдет и со зрительным залом.

В спектакле, кроме уже упомянутой Марии Авдюшко, также заняты актеры Татьяна Маневская, Кирилл Кяро, Илья Нартов, Александр Ивашкевич, Олег Рогачев и другие. Сценография и костюмы в "Грозе"  — работа одного из самых интересных театральных художников России Елены Степановой.

Поделиться
Комментарии