Единственное в истории погружение на дно Марианской впадины осуществили полвека назад два отважных исследователя - лейтенант ВМС США Дон Уолш и исследователь Жак Пикар.

Кэмерон и его команда добрались до участка моря, где расположена Марианская впадина, и теперь ждут ясной погоды, чтобы начать погружение.

Корреспондент Би-би-си встретилась с режиссером на Гуаме перед тем, как он отправился в открытое море. Этот маленький тропический остров расположен ближе всего к глубочайшей точке мирового океана - Марианской впадине, покорить которую намерен Кэмерон.

При теплой погоде команда завершает последние приготовления для путешествия в морские глубины.

Режиссер "Бездны" и "Титаника" был с давних пор буквально одержим океанами, а теперь решил самолично создать картину о морских глубинах.

Первое управляемое погружение на дно Марианской впадины за почти полвека он намерен совершить в одноместном прототипе батискафа Deepsea Challenger.

"Бисмарк" натолкнул на мысль

Идея погружения в морские глубины пришла в голову Кэмерону, когда он использовал аппараты для изучения подводного мира на съемках документального фильма о крушении немецкого линкора "Бисмарк", который лежит на глубине 4,8 тысяч метров под водой.

"Я начал думать о том, что потребуется, чтобы опуститься глубже, в глубины океана - это было нечто вроде Святого Грааля с инженерной точки зрения", - заявил он Би-би-си.

"Вы начинаете продумывать конструкцию и размышлять, как это возможно осуществить и что для этого потребуется. А затем внезапно наступает момент, когда это происходит без какого-либо перехода, - добавляет Кэмерон.- Кажется, на меня наложено проклятие, что как только я думаю о постройке чего-то, мне непременно нужно это создать".

Кэмерон и его команда провели последние несколько дней на острове Гуам, пришвартовавшись в порту и обновив запасы продуктов на корабле, который служил им домом в течение последних нескольких месяцев.

Они прибыли на Гуам из Папуа-Новой Гвинеи, где режиссер провел успешное пробное погружение на глубину в 8200 метров. Но конечная цель Кэмерона и его команды - убедиться в том, что их судно сможет опуститься в глубочайшую точку мирового океана.

Для погружения необходимы подходящие погодные условия, главное из которых - спокойное море, в то время как в порту на Гуаме дул сильный ветер и морскую гладь покрывали волнистые "барашки".

Батискаф из кинодеталей

Джеймс Кэмерон полагает, что каждое погружение на дно Марианской впадины станет открытием

Команда Кэмерона делает все возможное, чтобы сделать субмарину максимально безопасной для погружения, но погодные условия не в их власти.

Зеленый батискаф, который находится на палубе судна в большом кондиционируемом ангаре, весит 11 тонн, его длина превышает 7 метров. Будучи опущенным в океан, он переворачивается и вертикально опускается вниз сквозь толщу воды.

Отсек, в котором Камерон проведет девять часов погружения, очень мал - это толстая металлическая сфера с внутренним диаметром всего 109 см. Режиссеру придется сидеть свернувшись калачиком, будучи не в состоянии протянуть руки или ноги.

Остальные части субмарины сделаны из специально разработанной синтаксической пены, похожей на тот материал, из которого делаются доски для серфинга.

Она уравновесит вес отсека с Кэмероном, что позволит режиссеру выдержать давление в 1000 атмосфер.

Подводная лодка была построена и сконструирована командой инженеров из Австралии, многие из которых работали на съемках фильмов Джеймса Кэмерона. И многие детали батискафа являются "детищами" киноиндустрии.

Австралийский инженер Рон Аллум, который совместно с Кэмероном разрабатывал конструкцию подводной лодки, является экспертом по созданию оборудования, которое прикрепляет высокотехнологичные камеры к подводным аппаратам.

Но Deepsea Challenger - первый батискаф, который он построил с нуля. На нем установлено несколько 3D-камер и огромные системы освещения, чтобы режиссер мог запечатлеть увиденное в морских глубинах во время всего 9-часового погружения.

Ремни, которыми отсек с Кэмероном прикреплен к синтаксической пене, были созданы Дианой Биссет, которая разрабатывает специальные "страховки" для фильмов и спектаклей, благодаря которым актеры и танцоры "порхают" над сценой.

"Чокнутая" команда

Даже система жизнеобеспечения имеет театральное происхождение: менеджер проекта Джон Гарвин годами играл ведущую роль в популярном мюзикле Buddy.

Кэмерон с нежностью описывает свою команду из 30 человек, называя ее "чрезвычайно талантливой и разносторонней".

По это словам, это те люди, "которые не признают привычных ограничений". "Они все должны быть немного "чокнутыми", чтобы считать возможным то, что, как правило, лежит в компетенции правительства или в сфере науки", - отмечает он.

Режиссер планирует выпустить документальный фильм на основе материалов, снятых при погружении, но он также хочет послужить науке.

Никто с точностью не может предсказать, что Кэмерону удастся увидеть в Бездне Челленджера - самой глубокой части Марианской впадины

Батискаф, создание которого помимо самого Кэмерона профинансировали National Geographic и Rolex, оснащен роботизированными руками, которые могут извлечь на поверхность фрагменты отложений, камней и образцов глубоководной флоры и фауны.

Во время попытки Кэмерона погрузиться на дно Марианской впадины научная группа, возглавляемая Дугом Бартлеттом из института Скриппса, будет опускать туда же аппарат, оборудованный 3D-камерами, который послужит своеобразной наживкой для обитателей морских глубин.

Сам Кэмерон сказал: "Я буду делать все возможное, чтобы запечатлеть его, осветить должным образом и вернуться с материалом в 3D на поверхность. А также взять образцы, камни, если удастся".

"Мы здесь, чтобы заниматься наукой, но также и для того, чтобы показать обычному человеку, который это может только вообразить, как все обстоит на самом деле", - подчеркивает режиссер.

50 лет спустя

Дон Уолш, осуществивший первое и единственное погружение в Марианскую впадину вместе со швейцарским океанографом Жаком Пиккаром в 1960 году, присоединился к команде Кэмерона.

Он признался, что счастлив, что спустя 50 лет после его погружения кто-то может вновь вернуться в эти морские глубины. По словам Уолша, новая подлодка выглядит немного иначе, нежели та, в которой погружался он, но даже спустя 50 лет он видит их с Пиккаром "почерк".

"Наше наследие в пилотируемом исследовании - технологии и инновации, которые мы породили", - отмечает он.

Когда команда отправлялась из Гуама, друзья, семья и коллеги махали им вслед и подбадривали криками, пока корабль отплывал от пристани.
Каждое погружение - открытие

Если в этом районе на несколько дней воцарится хорошая погода, команда планирует сначала осуществить 11-километровое погружение без режиссера, чтобы проверить, все ли системы субмарины работают должным образом на дне океанских глубин.

И после этого настанет тот момент, когда Джеймс Кэмерон осуществит свое столь ожидаемое погружение. Он заявил Би-би-си, что, по его мнению, опасения могут его одолевать, пока он не окажется в батискафе. "Когда я окажусь внутри, я буду на работе". - добавляет он.

"Кто знает, что мы найдем? Каждое погружение станет открытием. Это я могу сказать точно", - добавляет он.

Погружение на дно глубочайшей точки мирового океана станет грандиозным испытанием для построенного кинематографистами батискафа. И учитывая риски, это станет огромной авантюрой для самого режиссера.

Поделиться
Комментарии