Намеченный на 7 ноября Кубок Европы по интеллектуальной игре "Что? Где? Когда?" среди студентов пройдет без сборной Эстонии. Команда "кинула" своего тренера Михаила Скипского, члена Элитарного клуба знатоков. Кинула меньше чем за месяц до начала чемпионата.

"Меня это никак не задело, что они так поступили. В первую очередь они сделали хуже себе, а не мне. Просто удивляет, что в Эстонии никому ничего не нужно.", — спокойно рассказывает Михаил, четыре месяца назад приехавший в нашу страну в качестве волонтера. Несмотря на то, что изначально молодой человек прибыл из Санкт-Петербурга в город Тарту по приглашению недоходного объединения Loesje, всемирно известной организации, занимающейся написанием, оформлением и распространением креативных позитивных плакатов. Но он с первого дня попытался влиться в эстонское движение "Что? Где? Когда?".

Глупеем от образования

И удивился. За свою 14-летнюю успешную карьеру как игрока, так и молодежного тренера Михаил сталкивался со многими российскими клубами, но так плотно работать с людьми, выросшими, по сути, совсем в другом времени и пространстве ему еще не доводилось. Одну из причин довольно низкого уровня игр в Эстонии Скипский видит в системе образования: "Тут люди говорят на трех-четырех языках, ловко программируют, отлично играют в спортивные игры и все лучше меня ездят на велосипеде. Возраст приходящих ко мне на занятия ребят — от 18 до 35 лет. Те, кому чуть больше тридцати, еще могут соревноваться в эрудированности с моими учениками 9-10 классов из Санкт-Петербурга. Те, кто младше, а это значит, они не только высшее, но и среднее образование получали по "европейскому" образцу, не знают за пределами специальности, за исключением пары ребят, практически ничего."

По словам Михаила, молодежь Эстонии — яркий пример людей, ориентированных в первую очередь на "тестовое мышление". "Кто учится здесь в престижных университетах? Те, кто хорошо сдали тесты в школе. А для "Что? Где? Когда?" требуется обратное — умение сдавать экзамены устные, умение наладить диалог с преподавателем, готовность отвечать на его вопросы в режиме "блиц". Когда ты сидишь и заполняешь тест — ты один против всего мира, когда ты классно заполняешь тесты всю жизнь — ты успешен в данной системе образования, но строить хотя бы игровой диалог, работать в команде не можешь — нет такого навыка."

Умных энтузиастов в Эстонии нет

О лидерах эстонского (читай: таллиннского) движения "Что? Где? Когда?" Сергее Сербине и Михаиле Гусеве знаток из Санкт-Петербурга отзывается весьма сдержанно: "Сербин и весь Таллинн далек от мирового ЧГК-процесса". В прошлом году сборную Эстонии, все-таки поехавшую на Кубок Европы по ЧГК среди студентов, ожидал такой сокрушительный провал, что в этот раз многие просто побоялись соглашаться на участие.

Эту неудачу Скипский объясняет тем, что отбор игроков проходил не лучшим образом — в команду попали те, кто был у Сергея Сербина перед глазами.

Правда, остается открытым вопрос, каковы были бы результаты, если делать все "по науке" и получилось бы что-то вообще… Михаил Скипский, например, подошел к вопросу формирования команды со всей обстоятельностью: "Когда Сергей Николаевич поручил мне заниматься подготовкой ребят к чемпионату, я пару раз съездил в Таллинн, где мне помогли устроить отборочные тренировки, потому что тартуских потенциальных знатоков я и так знаю. Потом написал на форум, самое посещаемое эстонскими ЧГК-шниками место, там посоветовали еще пару человек. А в итоге выяснилось, что четверо из шестерых никуда ехать не хотят, при чем без видимых причин. Не хотят и все."

На этом бы все как обычно и закончилось, не будь у Михаила собственных тренерских амбиций — молодой человек привык к тому, что его воспитанники всегда достигают высших результатов. Примерно за пару месяцев до чемпионата Скипский написал в своем "Живом Журнале": "Что касается моего вечного убежища — игр, то там полный хаос, в котором меня назначили тренером студенческой сборной Эстонии на Кубок Европы. Это значит, что команда, в которой нет пока ни одного классного игрока, должна занять место выше всех команд "не Белоруссии, не Украины и не России"".

Лучше Кивиыли, чем Таллинн

Всеми правдами и неправдами Михаил нашел полный состав — четыре таллиннских игрока из объективно сильной команды "Галлюциноген" и два человека из Тарту. Договорились встретиться через неделю в Тарту на тренировочной игре. "В тот день на место пришла одна девочка, которая играла в прошлогодней команде "триумфаторов" и все-таки хотела отыграться. Больше — никого. Никто даже не позвонил с извинениями."

"Заставлять что-то делать взрослых людей, если они не хотят — глупо. Я не могу им объяснить, что играть за сборную — это честь.", — махает рукой Михаил.

Чисто теоретически еще можно успеть собрать команду. Чисто практически этим никто не будет заниматься, убежден Скипский. "Все слишком аморфно. Я написал организатором, что команды не будет. На форуме появилось 2.5 сообщения из серии "Ну как же так?..". Проблема в том, что в Эстонии ЧГК — это развлечение на досуге, а в России — спорт."

Сделать спортом интеллектуальные игры в нашей стране невозможно: "Сербин и Ко воспитывают не то отношение. Ну и патриотизм у людей отсутствует."

Между тем Скипский не намерен ставить на Эстонии крест — не далее как неделю назад он посетил школьную игру в городе Кивиыли. "По дороге из Тарту в Петербург я успел заглянуть на второе лицо Януса — эстонского ЧГК — не то, болотно-серо-заспанное, возделываемое таллиннским клубом, а бодрое, энергичное, молодое и привлекательное лицо. Точнее — лица: в русской школе шеститысячного городка Кивиыли. У этих "лиц" тренер — не молодая, ничего толком в ЧГК не умеющая и не играющая дама, у которой есть самое главное, чего нет ни у Сербина, ни у массы эстонских знатоков — огонь в глазах. И этот огонь, обжигает ее изнутри, заставляет вертеться, находить для детей условия, всяческую помощь, материалы занятий… Понимаете, уважаемые эстонские "знатоки" из несостоявшейся Сборной — главное в нашем деле фанатично хотеть: и как результат — РЕЗУЛЬТАТЫ: чемпионы школьной лиги позапрошлого года, третье место в минувшем сезоне! Напомню — город в 6000 человек… С удовольствием буду помогать Русской гимназии Кивиыли вернуть титул!"

Интеллектуальные игры вообще можно назвать призванием Михаила. Он с улыбкой рассказывает, как 14 лет назад, будучи еще школьником, смотрел по телевизору "Брейн-ринг" и думал: "Почему они могут, а я нет? Я тут один на диване отвечаю на столько же вопросов, на сколько вся команда!". Но увы, Россия, начало 90-х, полный информационный вакуум — два года прошло с того момента, как Михаил захотел играть, до того, как он сел за стол. Но надо отдать знатоку должное, с тех пор он не останавливается: игры, свои тренировки, тренировки детей, телевизионное "ЧГК". И все, по большому счету, за идею, ибо для того, чтобы назвать достаточной финасовой мотивацией российскую зарплату педагога-организатора внеучебной деятельности, нужно обладать очень хорошим воображением…

Точка зрения оппонентов знатока Скипского будет приведена в следующем номере.

Поделиться
Комментарии