Что происходит в театральной жизни Нарвы
Как мы и сообщали ранее, в последнее время в Нарве проходит много культурных, музыкальных, фестивальных и юбилейных мероприятий. Это не может ни радовать. Отдельное место занимает в этом строю театр. Слава Богу, в нашем городе ещё есть люди, для которых данное понятие стОит очень многого, и они знают толк в театральном “ремесле”.
Три года “Русский театр Эстонии” не помнил дороги в Нарву. И вот на сцене Концертного дома Geneva сразу два спектакля!
29 сентября прошел спектакль по пьесе Михаила Булгакова “Зойкина квартира”, впереди, не пропустите 23 октября — премьера сезона “Пришел мужчина к женщине” в авторской постановке Семёна Злотникова. У нас открылся театральный сезон, и что важно и примечательно, не антрепризной постановкой, к которой в основном привык нарвский зритель. Не буду говорить, что антреприза — это плохо, но драматургический материал для таких спектаклей берется простенький, легко усваиваемый привыкшей к телевизионному юмору “Кривого зеркала” публикой. Актеры в таких спектаклях, ну хотя бы один, знакомы зрителям по телеэкрану. Зрители ходят на знакомые лица! Это всегда и везде. Конечно, удовольствие знакомиться с новыми (для себя, разумеется) актерами, но театральный зритель получит особое наслаждение от встречи со знакомым актером в новой роли. Так вот.
Приезжает к нам Русский театр. Единственный русский театр в стране. Приезжает в город с, более чем, пятидесятитысячным русским населением. Четверть зала пустует. А почему? Не буду перечислять субъективные причины, по которым конкретный человек не идет в театр, назову одну объективную — не знают артистов. Вот и всплыли два извечных русских вопроса — кто виноват? и что делать? В то время, как Нарву активно эстонизируют (в том числе и в сфере культуры), Русский театр замкнулся в столице и существенно “раззнакомил” с собой нарвитян. Надо чтобы премьера в Русском театре стала событием и в Нарве, чтобы зрители знали и ждали ее. Знать всех актёров, спорить о спектаклях, исполнении той или иной роли, силе или слабости режиссеров, иметь любимчиков и следить за работами театра, приходя на все спектакли — вот театральная идиллия, а на самом деле просто нормальная атмосфера культурной жизни немаленького города.
А теперь о прошедшем спектакле. Для меня он из категории — “стоит смотреть”. Это качественная постановка репертуарного театра — глубокий драматургический материал, декорации и костюмы не из подбора, а в соответствии с сюжетом и общей стилистикой оформления, исполнители смогли сделать своих героев живыми, были яркими и по-хорошему театральными, т.е. лишенными недостатков осовременивания и бытового примитивизма, как в речи, так и в пластике.
“Зойкина квартира” — первая пьеса в творчестве автора и не столь известна широкой публике, как экранизированные “Бег”, “Дни Турбиных”, блестящая гайдаевская комедия “Иван Васильевич меняет профессию”, “Собачье сердце” и, разумеется, роман номер один “Мастер и Маргарита”. Тем интереснее следить за сюжетом, который имеет неожиданный финал, трагический и громкий (в прямом смысле — серия выстрелов резко сбивает со зрителей комедийное настроение). Времена НЭПа в настоящее время не воспринимаются уже слишком далеким и чужим прошлым, возврат времен обнищания и утраты своего социального статуса, мне думается, многие в зале испытали на себе всего четверть века назад. Когда я смотрела спектакль в 1988 году в Ленинградском театре Комедии — 30 лет назад! — как же по-другому воспринималась история героев! Было весело, искромётно; великолепный Анатолий Равикович в роли Аметистова и властно-шикарная Зоя Ирины Мазуркевич, забавные “китайцы” — зал хохотал, даже криминальный финал с гибелью Гуся не был большой трагедией. А сейчас? Да, махинации с созданием подпольного борделя практичной авантюристкой Зоей Пельц (стильная и сильная Марина Малова) и фееричные выкрутасы Аметистова в исполнении лёгкого на ногу Артёма Гареева, мастерски слепленный Александром Окуневым Гусь, бойкая Манюшка (Екатерина Кордас — очень органичная в своей роли) и экзотичные “китайцы”- наркоторговцы (на мой взгляд, не совсем удачно сыгранные в речевом плане — акцент всё же не должен делать слова непонятными).
Приятно было видеть актерскую работу Сергея Черкасова, хорошо нам знакомого по поэтическим программам “Перекрестка искусств” в Нарвской художественной галерее — это и сегодня смотрится легко; зрители активно реагировали на булгаковский юмор и режиссерские находки, тем более, что декорации и костюмы радовали глаз. Но… загнанная ситуацией в бордель Алла Вадимовна (щемяще трогательная Анастасия Цубина), выпавший из нового времени граф Обольянинов (отлично показал человека, пытающегося сохранить достоинство, Даниил Зандберг — персонаж из никчемного и комичного стал много важнее и трагичнее, чем игралось и воспринималось в нашем стабильном прошлом) и сюжетная линия с китайцами, перекликающаяся со злободневной темой трудовых и не очень мигрантов, всё это стало понятнее современному зрителю и задевает, царапает душу. Весело и горько. Как, впрочем, часто у Булгакова.
Театр — это то, что существует в единстве времени и пространства. Кончился спектакль — всего лишь немногим больше двух часов актеры и зрители дышали одним воздухом, жили одной жизнью — неповторимой, невоспроизводимой на YouTube. Спектакль, даже если на самом деле играется в сотый раз, рождается и живет только в эти короткие часы. Актер отдал свое тело, голос, нервы, душу зрителю, а зритель своим вниманием, эмоциями, чувствами возвращает актеру энергию. Вот почему театр без зрителей не может существовать. Только вместе. Мы и театр. Театр и мы.
И ещё один лаконичный отзыв нарвского зрителя, после посещения спектакля “Зойкина квартира”:
“Немного о Русском театре Эстонии. В этом году довелось побывать на двух постановках, и оба раза испытать самые лучшие ощущения: эстетическое наслаждение, сопереживание героям, гордость за большой театр маленькой страны.
На фоне того, что спектакли с именитыми артистами из России принесли лёгкие разочарования, эти чувства особенно яркие. Это не потому, что от российских трупп я ожидал чего-то большего, а от наших меньшего. Нет. Ребята, действительно, были на высоте.
Спасибо актёрам за прекрасные часы жизни!”