Работа над фильмом велась в течение 2020-2021 годов кинокомпанией Диафильм. В картине отражены периоды, когда Эдит работала над созданием сложных и очень значимых работ. Например, огромная скульптура “Хорошие старые времена” — самая большая алюминиевая фигура в странах Балтии, которая теперь красуется в центре Ноблесснера. Или сюрреалистическая инсталляция “Хорошее, плохое, уродливое”, которая изображает пластиковых (стеклянных) людей, наполненных змеями. Эта работа была показана на выставке Art Basel, где представлены самые лучшие художники современности, поэтому уже сам факт попадания на эту выставку является результатом серьезной работы.

“Когда я училась в Петербурге, мой мастер Владислав Борисович Виноградов всегда говорил, что нельзя снимать кино про детей и художников, так как это слишком сложно и просто одновременно. Если мой последний фильм “Анкета” рассказывал про детей 90-х, то теперь я пошла по художникам. Это забавно — нарушать заветы мастера”, — рассказывает Суржикова.

Эдит Карлсон

Сама героиня уже видела фильм и довольно бурно отреагировала на него: “Очень правдивая картина получилась, о том, как неоднозначно быть художником”. В творчестве Карлсон много вопросов и мало ответов, много противоречий, но в то же время много понятных и важных мыслей. Ее работы о жизни и смерти, о природе и потреблении, о капиталистической формуле “согласие-отрицание”.

Алена Суржикова рассказала, почему именно Эдит стала героиней ее фильма: “Я учусь на магистра академической истории. В прошлом году у нас был предмет “История гуманитарных наук в окружающей среде”, для меня это был самый важный предмет. Как мы, люди, относимся к окружающей среде и как сложилось такое отношение? Исторически мы пытались получить как можно больше выгоды из всего, что нас окружало: согреться, вырубив леса, осушить болота, чтоб было удобно ходить и ездить, съесть, продать или пустить на шубы зверей. Потребление и получение выгоды — это тип человеческого мышления. Все виды зверей записаны в музеях природы как виды, которые можно как-то применить или потребить в нашей жизни. В общем, мы дожили до того, что пришло время антропоцена, когда человек истребил и повредил все: океаны, леса, воздух, воду и даже земельный покров. Иногда антропоцен называют капиталоценом, для меня это одно и то же. Но в теории антропоцена человек виноват в разрушении всей природы, а в капиталоцене виноваты капитал, деньги и корпорации, ради которых все это потребление идет. Эдит, мне кажется, делает свои работы именно про это. По крайне мере, я вижу эту теорию в ее работах. Мы говорили с ней про антропоцен и даже хотели снять некие сцены на свалках, в вырубленных лесах и в пустых пещерах. Несколько сцен мы сняли, но в фильм они не вошли, так как показались слишком постановочными. У Эдит получается очень точно и резко, очень понятно и доходчиво рассказать нам о природе, о потребление и вымирании разных видов. Ее творчество брутально и нежно одновременно. Мы, люди, отдалились от природы, перепроизводство теперь банальная вещь. Работы Эдит — это интересный симбиоз. Она понимает, что мы части экосистемы, что эта система сломана нами же, но выйти за рамки или создать новую почти невозможно. Мне показалось, что фильм про Эдит будет говорить не только об окружающей среде, вырубленных лесах и грязном море, но в тоже время он про настоящую любовь, семью, творчество и работу. Общение художницы с мужем и сыном, семейные прогулки и классическое наблюдение — все по законам документального кино”.

Эдит Карлсон

Фильм был создан в рамках проекта “Эстонские истории”, поддержан фондом Капитал культуры, Институтом эстонского кино и Эстонским телевидением. После показа в кино картину можно будет увидеть на ETV2 и ETV.

Эдит Карлсон — художник нового времени
Длина: 28 мин.
В ролях: Эдит Карлсон, Ольга Темникова, Рауль Саареметс.
Режиссер: Алена Суржикова.
Продюсер и оператор: Сергей Трофимов.
Композитор: Александр Жеделев,
Звук: Дмитрий Пийбе.
Цветокоррекция: Артемий Синцов.

Поделиться
Комментарии